11 июля председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор МГИМО, член Общественной палаты РФ и главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда выступил на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Территория смыслов».

В своём выступлении он обозначил проблему кризиса экспертного знания: «Мы создали такую среду, где политическое равенство предполагает равенство любой точки зрения. Мне приходится объяснять студентам, что фраза “А это моя точка зрения” не является аргументом. Потому что за вашей точкой зрения должна быть какая-то система аргументов. Как правило, человек до этого простого шага не доходит». 

По словам Легойды, у феномена кризиса экспертного знания есть несколько индикаторов.  Среди них он выделил такие проблемы, как приравнивание дилетантских суждений к профессиональным, сведение понятия образования к набору компетенций и трансформация отношения к образовательному процессу: «обучение с увлечением» сменяется «времяпровождением с развлечением». «Учеба не может не быть сложной, этот элементарный тезис ушел из нашего пространства», — отметил он.

С молодыми учёными профессор МГИМО обсудил и само понятие образования: «Образование — это научное знание в какой-то области при том понимании, что знания не тождественны информации. Знания — категория мировоззренческая, а информация — нет». Легойда отметил, что важным результатом образования является умение отличить экспертное знание от профанного и дилетантского.

Также Легойда коснулся проблем, связанных с использованием интернета как источника знаний. «Интернет создаёт иллюзию знания, — объяснил он. — Наши дети находят в интернете всё, начиная с того, как приготовить пиццу, и заканчивая тем, как устроена фаланга у греков. Но ведь это огромный массив в большинстве случаев неверифицированной информации!»

Также Легойда заострил внимание молодых слушателей на том, что в интернете можно найти подтверждение любой точки зрения, тем самым усугубляется действие так называемого «эффекта рационализации», который предполагает стремление подбирать только аргументы, подтверждающие собственную точку зрения.

У студентов и молодых учёных также была возможность задать спикеру интересующие вопросы. Одной из тем для обсуждения стал вопрос об интеграции религиозного образования в общий образовательный процесс. По мнению Легойды, отсутствие знаний о религии в современном обществе — это культурная катастрофа, и интеграция этих знаний просто необходима: «Любая культура вырастает из религии, — пояснил Легойда. — Мы говорим про православную культуру России: ну никак не влияли другие религии на Достоевского и Толстого, а православие влияло. Достоевский пишет в черновике “Идиота”: “Князь Мышкин равно Христос”. Если вы не понимаете, кто такой Христос, как вы будете читать “Идиота”?»

Также Легойда отметил, что такие знания сегодня обрели новую практичную функцию — противодействие экстремизму. По его словам, человека, который имеет хотя бы общие представления об исламе, христианстве или буддизме, намного сложнее увлечь экстремистскими идеями.