Раз в  месяц московский киновед Георгий Стефануцци приезжает в  наш город, чтобы поставить фильм, а  затем обсудить его вместе со зрителями. С его лёгкой руки гости киноклуба познакомились с  самыми разными кинолентами — от чёрно-белого болгарского «Козьего рога» до хорошо знакомых многим «Трёх билбордов».

—  Как судьба привела вас в  Сергиев Посад?

— Я  через два рукопожатия был знаком с Юлей Булыгиной (одной из создательниц арт-пространства «Трикотажка Place».  — Прим.). В  студенческие годы читал лекции в  Доме кино, потом занимался этим в  разных московских заведениях. Я  вообще люблю поговорить, особенно о  кинематографе. В  какой-то момент Юля просто пригласила меня, и я с радостью согласился.

— Ваш киноклуб — развлекательный или просветительский проект?

— Не сказал бы, что мной движет тяга к  просветительству. Просто есть вещи, которые я  считаю красивыми, интересными и важными. Кино, как любой другой механизм рассказывания истории, позволяет лучше рассмотреть нашу жизнь, наши вкусы. Это не назидательная работа, оно не должно нас чему-то научить. Если научило  — прекрасно. Но важно помнить, что кино  — это развлечение. Я смотрю фильм, потому что хочу испытать этико-эстетическое удовольствие. Только подумайте, мы смотрим на белую простыню, на которую транслируются световые круги в  каком-то особенном порядке, и там мы видим людей, которые горестно и  эмоционально переживают какой-то миг, которого никогда не было, потому что вообще-то всё это ложь, этот не по-настоящему, но эмоциональный отклик, который они передают через экран, настолько велик, что на секунду мы вообще забываем, что смотрим на белую простыню, на которую проецируются цветные круги. В этом самая большая заслуга любого искусства. Твой эмоциональный опыт становится богаче.

— Но чем посещение киноклуба отличается от просмотра фильма дома или в кинотеатре?

— Здесь зритель может увидеть больше. В  какой-то степени каждая наша встреча  — это лекция, но мне хочется, чтобы львиная доля приходилась на обсуждение. Киновед  — это мост между зрителем и  кинематографистом. Он позволяет не то чтобы активизировать синдром поиска тайных смыслов, но в  силу насмотренности помочь расшифровать язык режиссера.

— Вы уже узнаёте лица, которые видите в зрительном зале?

— Да, конечно. В первую очередь это друзья, знакомые и  коллеги Юли. Есть несколько молодых людей, которых я  часто вижу. И  для меня крайне приятно, потому что, когда я  вёл лекцию в  Доме кино, слушали меня в  основном пожилые люди. А  здесь, когда я  показываю что-нибудь новенькое или, например, анимационное, приходит много молодёжи. Или в случае, когда я ставлю фильмы некоторых ярких представителей большого арт-хауса. Я почти уверен, что на Феллини придёт много молодых людей. Это тоже определённое удовольствие  — прийти с  друзьями на показ, послушать лекцию про Феллини. Когда я  сам был студентом, мы посещали все подобные мероприятия и  чувствовали себя богемой.

— За время существования киноклуба вы поставили больше десятка фильмов. На каком показе контакт со зрителями был сильнее всего?

—  Чаще всего люди реагируют на арт-хаус, который остро сталкивает какие-то проблемы. Самые живые обсуждения были после фильмов Флориан Хенкель фон Доннерсмарк «Жизнь других» или «Работа без авторства». Когда кино охватывает большое количество тем и  подтем, каждому зрителю находится, что сказать. Ещё мне очень запомнилась девушка, которая во время показа фильма «Козий рог» говорила о  деталях костюмов и  о  том, как они влияют на восприятие фильма. Каждый раз, когда кино пересекается с тем, что вы любите, вам хочется об этом говорить.

— Как вы выбираете кино?

— Секрет прост: что хочу, то и показываю. Есть лейтмотив, который проходит через все мои фильмы. Я  очень люблю комплексное кино. Когда ты смотришь фильм, и он давит тебе и драмой на сердце, и визуалом на глаза, и особенным образом работает звук, и  всё это взаимосвязано. Поэтому, например, я так люблю «Три билборда на границе Эббинга, Миссури». Все сюжетные линии в нём имеют ценность, ни один кадр не является пустым. Когда нам показывают, как героиня Фрэнсис МакДорманд переворачивает букашку, которая не может встать на ноги, нам дают понять, какой это персонаж на самом деле. Дальше она будет жестокой, грубой, холодной. Но мы с самого начала понимаем, что всё не так просто. Я придерживаюсь своих личных вкусов. Ставлю то, что меня поразило, что сильно взаимодействует со зрителем. И стараюсь ярко заявлять о том, насколько некоторые режиссёры легко и гениально делают какие-то простые вещи чувственными и умными благодаря паре кадров.

— А пожелания от публики получаете?

—  Да, но очень редко. Чаще всего ко мне подходят и спрашивают, что ещё посмотреть. Я  могу дать рекомендацию по какому угодно жанру. Например, если ваши дети начали смотреть аниме, это не проблема. Вопрос в том, в какое русло его лучше направить. Я  всё жду и  боюсь, когда мне скажут: «А давайте посмотрим Тарковского». Потому что сказать о  его фильмах можно очень много, и всё равно ничего не успеешь. Словом, я  всегда открыт к  предложениям. Но пока нет особенных пожеланий, я продолжаю гнуть свою линию.

Елена БАДАЛЯН

Следующий кинопоказ Георгия Стефануцци состоится в арт-пространстве «Трикотажка Place» 17 июля в 17:00. Вместе с ним можно будет посмотреть и обсудить «Сладкую жизнь» Федерико Феллини.