Обычно приложение «Кладезь» рассказывает об авторах — художниках, мастерах, поэтах и писателях, дизайнерах. На этот раз мы, наоборот, представляем материал для них, для авторов. Мы бы хотели, чтобы нас прочитали творческие люди, которые готовы предложить свои идеи городу — в качестве создателей уникального оформления, бренда, символа или программы. И конечно, этот материал для всех, кому интересно оформление улиц и зданий и кто хотел бы видеть свой город если не красивым — слишком разное понятие о красоте у разных людей — то хотя бы отличающимся от городов-соседей.

«20% ЖИТЕЛЕЙ НЕ СРАЗУ ПРИНИМАЮТ НОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

Такую цифру привёл на днях на лекции в Сергиевом Посаде Вячеслав ПРАВДЗИНСКИЙ — советник главы Удмуртской Республики, директор ижевского Центра территориального развития. Лекцию назвали «Дизайн и город» и говорили о переменах в облике российских городов. Эти 20 процентов берутся из ощущения Вячеслава, который почти десять лет со своей командой организует «Дизайн-выходные» — серию семинаров, где профессионалы общаются на языке, понятном даже неспециалистам. В Ярославле, Казани, Воронеже — везде, где бывает площадка, — говорят о том, как помочь городу сохранить облик или найти своё лицо в мире. Способов масса: через графические элементы на улицах, уникальные отличия местности, интерфейсы сайтов и приложений. «Дизайн-выходные» проходят бесплатно, а участники, в том числе известные в своём кругу люди, не получают гонорар. При этом сами встречи приносят деньги месту, где проводятся: в качестве примера организаторы приводят встречу 2016 года в Суздале, во время которой около 600 гостей оставили в городе 3,5 миллиона рублей, в том числе бронируя жильё в хостелах и гостиницах, обедая в кафе и ресторанах, покупая в магазинах.

ПРИМЕР: ДИЗАЙН, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ

Говоря о городском дизайне, легко уйти в многословие и теорию, которые закроют собой реальные дела. Вячеслав рассказал о конкретном примере из Ижевска — о Школе практического дизайна «Реформа». Под эгидой школы дизайнеры Удмуртии собираются каждые выходные и выбирают конкретный городской объект, который желает стать предметом разбора. Это может быть Театр кукол или спортивная арена или городское событие с подачи его организаторов — например, столетие Удмуртской Республики. На эти дни в Ижевск приглашают людей, известных в России дизайном в той среде, что выбрана для обсуждения. Эти специалисты погружают аудиторию в специфику и работают с местными командами. Получится из этого что-то или нет — вопрос времени, но к тому моменту, когда на реформу найдутся деньги, готовые рецепты будут готовы

ЛУЧШИЙ БРЕНД — ТОТ, КОТОРЫЙ ЗНАЮТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГОРОДА

Самые частые случаи взаимодействия понятий «дизайн» и «город», считает Вячеслав, — локальные события. Например, дни города, другие местные или некоторые федеральные праздники. Исторические события — тоже повод представить уникальный дизайн в городской среде. В категорию таких событий-поводов в нашем городе могли бы попасть даты, связанные с личностью Сергия Радонежского, и так отчасти происходит. К нынешнему 600-летию обретения мощей святого особый дизайн — например, орнамент, шрифт, украшения — для оформления улиц не разрабатывали, но к 700-летию Сергия, как мы помним, город получил единое стилевое оформление: от баннеров на всю ширину дороги до буклетов и платков, выпущенных в общем стиле. Ещё один источник местного колорита — продукты, у которых точно есть репутация местных, произведённых в округе. «Все знают вологодское масло, а что сделано в Сергиевом Посаде?» — вопрос аудитории. «Коврижка», — подсказка из зала.

ПРИМЕР: КАК БЫСТРО ОЖИВИТЬ БРЕНД

Вячеслав приводит пример. В Костроме есть три производителя кокошников, их продукцию можно встретить не только в городских магазинах, но и на «Вайлдберриз» и других площадках. Накануне одного из «Дизайн-выходных» в Костроме жена Вячеслава купила такой кокошник и примерила его. Это фото они с мужем выложили в сеть, и маленький фото-квадратик поста породил волну. Продажи кокошников в дни конференции подскочили, девушки приходили уже с этим аксессуаром на голове. «В обычной жизни, придя в кокошнике, будешь выглядеть… Ну, как-то не очень… А тут ты в своей тусовке, где к тому же главной была выбрана русская тема», — объясняет быстрый, хотя и недолговечный, успех Вячеслав.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ: ТИРАЖНО И НЕНАДОЛГО. ЧАСТНЫЙ: БЫСТРО, НО ПОЧТИ НАВСЕГДА

Заказчики дизайна бывают разные, и у каждого своя специфика. «Городская администрация заказчик может долго запрягать, но потом — бах! — и этот дизайн появляется везде, на каждой улице», — говорит об опыте коллег Вячеслав. С другой стороны, через год муниципальный дизайн (вроде оформления к праздничной дате) может пропасть с улиц и никогда больше не вернуться. Дизайн, который заказывают локальные группы — например, местные творческие объединения, клубы, частные компании, — живёт в другом режиме. Он долго пробивается, по выражению гостя, на «тиражную поверхность», но если ему повезёт закрепиться в поле зрения жителей, то оттуда он уйдёт нескоро.

КУДА ИДЁТ ДИЗАЙН?

Дизайнерам важно показывать свои работы среди коллег, в том числе и на встречах вроде «Дизайн-выходных». «Желание получить свою аудиторию, собрать хоть пять или пятьдесят человек, чтобы они посмотрели твою работу и оценили, — это нужно делать хотя бы раз в год», — объясняет Вячеслав идею, которая побудила его проводить конференции. Ещё несколько лет назад получить оценку было проще. Многие коллеги работали в дизайнерских бюро, и на профессиональном рынке достаточно было сказать, что ты работаешь в студии Лебедева (при всей её неоднозначности). Имя было знаком качества. Сегодня дизайнеры часто уходят на штатные должности в корпорации, банки или компании-операторы связи, и их работа становится невидимой со стороны — людям трудно понять, какой именно вклад делает этот человек. Одними из первых необходимость показывать и обсуждать свою работу поняли айтишники, ещё более закрытая каста. Они собирают конференции-практикумы по пять тысяч человек, и, по словам Вячеслава, мероприятие на 500 человек в Ижевске считается мизерным. В Ульяновске, что в 500 километрах, проходит дружеский IT-фестиваль на четыре тысячи человек, и он включает в себя концерт, в котором играют группы, целиком составленные из айтишников.

СПРАВКА

Вячеслав Правдзинский родился в Костроме в 1985 году, жил в Москве, последние пять лет работает в Ижевске. Историк по образованию, учился на политолога в аспирантуре. Проводит лекции и другие образовательные мероприятия. По собственным словам, умеет раскладывать сложный материал на понятные модули, выстраивать концепцию знания и упаковывать их для человека, который сталкивается с этим впервые. Сергиевопосадская встреча прошла в центре «Трикотажка-Плейс».

Фото: «Дизайн-выходные», Семён СЕМЁНОВ