Константин СИГИТОВ и Марианна МЕЛЬВИЛЬ — коллекционеры редких музыкальных инструментов, авторы детских программ Исторического музея, свидетели и участники «гусельного возрождения» в России, интересного явления последних лет двадцати. Во времена, когда они начинали, гусли делали всего три-четыре мастера в стране, а теперь открылась фабрика гуслей, поставляющая чуть ли не сотни инструментов в месяц. Сами гусли стоят примерно как гитара, а научиться играть можно и в онлайн-школе.

— Что изменилось в мире гуслей в России за эти годы?

— Когда мы начинали, все гусляры имастера России знали друг друга, асейчас появился совсем другой масштаб. Есть и фабрика гуслей, и, конечно, сам инструмент стал более узнаваемым. Раньше, когда мы шли на своё мероприятие в Исторический музей, охранники на Красной площади постоянно спрашивали, что мы несём. А год назад они сразу узнали — о, это же у вас гусли! Теперь и они определяют этот инструмент по его форме.

— Откуда всплеск интереса? Это результат работы какого-то общества или конкретных музыкантов?

— Сложно сказать. Ещё в семидесятых годах прошлого века археологи в Великом Новгороде нашли гусли, и после этого пошла первая волна популярности — не академическая, как это было до находки, а как часть фольклора. Многие где-то случайно встречали этот инструмент, даже не зная особенно о нём, как мы однажды: гуляли в Коломенском, услышали звук, и нам эта музыка показалась небесной. Мы какоето время только слушали, а потом зашли в арку, где сидел гусляр Егор Стрельников.

— Многие в Сергиевом Посаде знают Егора. Расскажите о нём, насколько он важная фигура в гусельной среде.

— В 2008 году мы только начинали, а Егора уже тогда называли «гусляром всея Руси». Он объездил всю Россию как музыкант, сделал очень много для развития гуслей, популяризировал их. Он свободный человек по своему характеру, путешественник, его знают и уважают многие.

— Женщина, играющая на гуслях, — насколько это типично сегодня?

— Тот же Владимир Поветкин, тот самый знаменитый археолог, который откопал гусли в Новгороде, создатель российской музыкальной археологии, говорил, что гусли — мужской инструмент. Но этнографические экспедиции показывают, что женщины тоже играли на гуслях. Есть свидетельства, что в XX веке так было — можно найти видео, как бабушки в Псковской, если не ошибаюсь, области исполняют наигрыши и рассказывают, что играли на нём в детстве — их пальцы помнят. Интересно, что в Марий Эл эта традиция не прерывалась, игру на гуслях особой шлемовидной формы там преподавали в музыкальных школах, и сейчас у них играют только женщины. Возможно, традиция сложилась в военные годы, когда мужчины уходили на фронт и не возвращались.

— Читатели спросят: где научиться играть на гуслях, как это сделать, с чего начать?

— Сейчас есть много видеоуроков, есть онлайн-школы гуслей, проблем с обучением не будет. Наверняка и в Сергиевом Посаде есть преподаватели — попробуйте поискать!

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ