Когда мы говорим, что свидетелей тех событий становится всё меньше, мы даже не представляем реальный масштаб потерь. Скобянка — крупнейший район Сергиева Посада, но на весь посёлок осталось только два здравствующих ветерана. Рассказываем историю участника войны Владимира Платонова.
«Ничто не предвещало…»
Дверь нам открыл мужчина в годах, и поначалу решили, что это сын. Но нет, это оказался сам Владимир Сергеевич. Прямая спина, ясный взгляд, уверенная походка. В комнате, куда он нас провёл для беседы, работает телевизор. Мужчина следит за новостями в стране и мире, читает газеты. Но дозированно, чтобы не перенапрягать глаза.
На рабочем столе — литература по садоводству. Владимир Сергеевич рассказывает: он содержит огород, который находится неподалёку от дома. «Дома сидеть, в четырёх стенах, так ведь с ума сойти можно! А я там картошку сажаю, чеснок. Сам сажаю, сам выкапываю», — рассказывает мужчина. А ведь Владимиру Сергеевичу в прошлом ноябре исполнилось 93 года!
Наш герой родился в 1928 году в деревне Колбасино, Спасского сельсовета Талдомского района. «Ничто не предвещало, люди мирно трудились, жили. Слухов о приближающейся беде не было. По крайней мере, в нашем окружении о войне не говорили. Помню 22 июня 1941 года. Люди суетились, торопились что-то делать. Чувствовалась суматоха», — вспоминает он.
Родители Владимира Сергеевича трудились в колхозе. Детей в семье было четверо: он и три сестры. Отца — Сергея Григорьевича — призвали на фронт практически сразу же, он был пулемётчиком. Служил в составе 346-го стрелкового полка, принимал участие в тяжёлых кровопролитных боях под Ленинградом. Погиб в первый год войны. Ему было всего 36 лет. «Я был на братском захоронении, где покоится отец, оно в Тосненском районе, неподалёку от деревни Кривино», — рассказывает Владимир Сергеевич.
Колхоз, лесопилка, батальон
Владимир Сергеевич начал работать в 12 лет. Тогда мальчишки и девчонки попрощались с учёбой — их привлекали к труду в колхозах. Надо было помогать стране. И он помогал, чем мог: пахал, убирал урожай, всегда был на подхвате. А потом устроился на лесозавод, под Беляевкой. «Шпалы рубили, доски заготавливали. Мужчины, человек двадцать, буквально на себе привезли паровоз. Машина использовалась в качестве котельной — отапливала цеха. А я был при ней кочегаром», — рассказывает Владимир Сергеевич.
Когда ему исполнилось 16, его призвали в истребительный батальон. Тогда это широко практиковалось, если юноша крепок и здоров. Истребительный батальон — военизированное добровольческое формирование людей, способных владеть оружием, состоявшее в первую очередь из партийных, хозяйственных, комсомольских и профсоюзных активистов, трудящихся, не подлежавших первоочередному призыву в Вооружённые Силы СССР для борьбы с диверсантами и шпионами, а также с дезертирами, бандитами, спекулянтами и мародёрами.
«Однажды вели 25 километров одного дезертира. И где-то километрах в трёх до пункта назначения он предпринял попытку побега. Пытались остановить — а он бежит, не останавливаясь, по лесополосе. А мы с винтовками. Тут зацепил, там зацепил. Что с нас взять, пацаны же ещё. Отстрелял четыре патрона, остался один. Смотрю, впереди зимняя дорога. И вот он выскочил на неё, попал под пулю. Посылаю, как старший, бойца — мол, иди в деревню, проси у председателя лошадь и возвращайся. На место приехали наш комбат, начальник милиции. Тело погрузили, куда-то отвезли», — вспоминает Владимир Сергеевич.
В 1945 году он служил в Москве, в лагере для военнопленных, который располагался неподалёку завода ЗИЛ. «Власовцы там были в основном. Весёлые были люди, молодые тоже», — говорит он. Это были члены так называемой РОА — Русская освободительная армия. Профашистское образование, которое поначалу воевало против СССР на фронте, а потом использовалось как вспомогательные войска. Проще говоря — это полицаи. Многие отступили в зону американской оккупации после взятия Берлина, частично — выдавались СССР. Участь была у этих «весёлых ребят» крайне незавидная. Сам организатор, генерал Власов, после суда был повешен.
Победу Владимир Сергеевич встретил в Дмитрове, где выполнял поставленные задачи в составе истребительного батальона. «Мы были на вокзале в тот момент. Такую пальбу устроили, прямо на вокзале! Высыпали из поезда на перрон, радовались. Люди кругом ликовали», — вспоминает он.
А позже была Литва — города Укмерге и Утена, и снова — истребительный батальон, который отлавливал членов литовского бандформирования, так называемых «лесных братьев».
Демобилизовался Владимир Сергеевич в 1952 году. С одной из сестёр решил переехать в Загорск — здесь была работа, давали жильё. Пошёл работать на ЗЭМЗ слесарем-сборщиком. Встретил на предприятии будущую супругу — Анну Ивановну Исаеву. В семье родились двое детей, сейчас у Владимира Сергеевича два внука и семеро правнуков. «Ваше поколение шустрое, как-то вы берётесь за всё, не боитесь. Хочу пожелать вам жить мирно, хорошо и счастливо», — пожелал наш герой.
Евгения НИКОЛАЕВА
Арсений АРУТЮНЯН