Удивительное дело, как это сегодня ещё никто не додумался снять сериал о святых Кирилле и Мефодии! А ведь в их житии есть всё для успеха такого проекта — и драма, и интрига, и экшн, и саспенс. А какие могли бы быть декорации!

Серия первая

Детство и юность наших героев прошли в многодетной семье высокопоставленного чиновника при губернаторе — не то грека, не то болгарина — в шумных многоязыких Фессалониках, втором по  величине городе империи.

Старший сын, Мефодий, используя связи отца, десять лет с  успехом делал карьеру, стал губернатором провинции и вдруг, бросив все, ушёл на  гору Олимп в монастырь и со временем стал его настоятелем.

Младший, Константин, в  столице изучал языки, геометрию, арифметику, астрономию, риторику и  философию, отказался от  выгодной женитьбы, принял священнический сан, стал хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии… Но, как истинный философ, сбежал из столицы в монастырь у Чёрного моря.

Серия вторая

Константину пришлось вернуться обратно: будущему патриарху Фотию, не  знающему ни  одного иностранного языка, требовался соратник-переводчик. Кроме родного греческого Константин знал славянский, еврейский, латынь, а позже выучил арабский и даже сирийский.

Для него начались миссионерские путешествия: первое — ко двору хазарского кагана, где случился диспут с имамом и раввином. Вокруг него собралась группа учеников, с которыми он, вернувшись, отправился в  монастырь к брату и начал работу над составлением славянской азбуки.

Серия третья

Тем временем политика всё сильнее затягивала церковь в  свою воронку. Патриарх Фотий  — личность сильная, но  неоднозначная, чем-то похожий на  нашего патриарха Никона  — так горячо отстаивал каноническую чистоту православия, что часто жестоко ссорился с римскими епископами. Папа Иоанн VIII даже предал его анафеме. Кроме того, патриарх своей непримиримостью то и дело нарушал планы светских правителей, которые то  лишали его кафедры, то  возвращали на неё.

Глядя на  эту политическую чехарду, князья недавно обращённых в  христианство земель, руководствуясь собственными земными интересами, просили прислать им епископов то из Рима, то из Константинополя. Например, болгарский князь Борис, принявший вместе со своими подданными крещение от константинопольских священников, перешёл под юрисдикцию Рима.

Зато моравский князь Ростислав, наоборот, обратился с просьбой прислать ему славянских проповедников из  Константинополя. И к нему отправили Константина и  Мефодия, благо те  уже успели перевести на славянский язык основные богослужебные тексты.

Серия четвёртая

Универсальная алфавитная система сделала миссию братьев суперуспешной  — они не  только перевели на  славянский церковные книги, но и учили подданных князя письму и  богослужению на родном языке.

Братья провели в Моравии и Болгарии больше трёх лет. При этом отношения с Римом складывались непросто: миссия Константина и Мефодия разворачивалась в землях, где до этого действовали немецкие миссионеры из  соседнего Восточно-Франкского королевства, где богослужение было принято вести только на греческом, латинском и  еврейском.

Одновременно с этим Людовик II  Немецкий возобновил войну с Моравией, — и братьям-миссионерам пришлось сворачиваться. С  собой они взяли нескольких учеников-мораван, чтобы их  посвятили в  священнический сан и они могли  продолжить начатое дело.

Патриарха Фотия к этому времени низложили, и  миссионеры направились не  в  Константинополь, а  в  Рим, куда их  призывал сам папа.

Серия пятая

Папа Адриан II одобрил и славянский перевод Священного Писания, и славянское богослужение, освятил принесённые братьями славянские книги и посвятил Мефодия и  трёх его учеников в священники.

И всё-таки год, проведённый в Риме, стал для них слишком тяжёлым испытанием: они видели, как  унижали византийских послов, позорили имя патриарха Фотия, и страдали от  необходимости общаться с  развращённым римским истеблишментом. В результате слабый здоровьем Константин заболел, принял схиму с именем Кирилл и в 869 году, всего 42 лет от  роду, умер, взяв с брата обещание продолжить моравскую миссию.

Серия шестая

Как это нередко бывает в истории, миссия стала картой в сложной политической игре. Сначала Риму было выгодно поддерживать её, для чего даже была воссоздана отдельная архиепископия с  центром в городе Сирмий — севернее современного Белграда. По договорённости между папским престолом и  моравскими князьями в августе 869 года на эту кафедру назначили Мефодия.

Папа Адриан II  разрешил ему совершать богослужения на  славянском — с условием, что Евангелие и  Апостол будут сначала читать по-латыни. Но вскоре князь Ростислав попал в  плен к  франкам, в Моравии снова начали верховодить баварские епископы, а Мефодия обвинили в нарушении иерархических прав на Моравию и отправили в тюрьму. Он провёл в заточении три года, пока новый папа Иоанн VIII  не заставил освободить его и возвратить в Моравию, которую к  тому времени уже отбил у врагов чешский князь Святополк.

Серия седьмая

Наступил самый спокойный период в жизни Мефодия. Он продолжил заниматься устройством Моравской славянской церкви, которая росла вместе с политическими успехами князя Святополка: Мефодий даже крестил чешского князя Боривоя (Бориса), его жену Людмилу и  одного из  польских князей. Но немецкое духовенство подчинялось ему неохотно, обвинив в отступлении от «римского правоверия» и  неуважении к  князю. Местная знать тоже недолюбливала архиепископа, вечно обличающего её распущенность. Святополк даже пожаловался на него в Рим.

Но  папа подтвердил правоверие Мефодия и  данное ему разрешение совершать славянское богослужение. Однако причина его благосклонности, к  сожалению, была не  духовной, а  политической: папа не  хотел ссориться с  Константинополем, где на патриаршем престоле был восстановлен Фотий, теперь уже признанный и  Римом  — и папе очень требовалась помощь Византии против арабов и немецких Каролингов. Политика же вынудила папу дать вельможам разрешение совершать, по  их желанию, латинское богослужение и  посвятить в  епископа, в  помощь Мефодию, главного противника его дела немца Вихинга. Мефодию пришлось искать союзников в Византии.

Серия восьмая

В 881 году Мефодий отправился в  Константинополь, получил поддержку императора Василия I и  патриарха Фотия и, возвратившись в Моравию, принялся за перевод на славянский язык полного текста канонических книг Священного Писания.

Но отношения с князем оставались натянутыми, не прекращались и столкновения с Вихингом — незадолго до  смерти Мефодий даже отлучил его от церкви, и тот отправился жаловаться в Рим.

6 апреля 885 года 60-летний Мефодий скончался, благословив своего ученика Горазда продолжить дело их с братом жизни. Но папа Стефан V рекомендовал князю оставить епископом Вихинга его и затребовал Горазда в Рим. Тем временем Вихинг и  папские легаты при попустительстве Святополка начали преследование учеников Кирилла и  Мефодия и уничтожение их славянской церкви. До 200 её клириков, рукоположенных Мефодием, были изгнаны из страны или проданы в  рабство в  Венецию. И моравский народ не встал на их защиту.

Дело Кирилла и Мефодия в Моравии у  западных славян, примкнувших к  германо-романскому миру, погибло: папа окончательно запретил богослужение на  славянском языке на своих канонических территориях.

Зато брошенные ими семена обильно проросли у  южных славян  — хорватов, сербов, болгар, а через них и у русских, соединивших свои судьбы с православной Византией. А перевод на славянский язык Евангелия стал явлением настолько глобальным и  значимым, что масштаб его и сейчас, наверное, еще невозможно до конца осознать.

Марина БОРИСОВА, журнал «Фома»