Работа, семья и поэзия — три неотъемлемые части жизни Татьяны СЕЛЕЗНЕВОЙ. Ценители творчества местных литераторов хорошо знакомы с ней и её успехами. Что ни месяц, то победа в творческом конкурсе, что ни вечер, то новые строки в блокноте. Писать для Тани — это уже лет десять как нечто большее, чем хобби. В преддверии выхода новой книги Таня рассказывает о том, сколько часов в день она тратит на поэзию и как справляется с пресловутыми творческими кризисами.

— Как произошло твоё знакомство с поэзией?

— Большой вклад в моё увлечение литературой сделали родители. Когда я была маленькой, они приносили в дом много книг, мама читала мне стихи поэтов Золотого и Серебряного века. В школе любовь к своему предмету мне привили учителя русского и литературы — Татьяна Ивановна Затонская и Светлана Валентиновна Пахомова. Им удалось так меня заинтересовать, что в школе я начала пробовать писать стихи. Первая проба пера была сделана в начальных классах, а спустя много лет я неудачно влюбилась и стала писать на постоянной основе. Так появилась куча низкопробных стихов о любви. Но постепенно количество переросло в качество.

— Правда ли, что душевная боль и эмоциональные потрясения — отличный источник вдохновения?

— Не могу согласиться. Всё это может стать стимулом для того, чтобы начать, но когда ты пишешь на постоянной основе, то начинаешь просто искать темы, которые могут тебя заинтересовать, и раскрываешь их в своих стихах. Чем больше пишешь, тем меньше вкладываешь в произведения свои личные переживания. Потому что тебя начинает читать всё больше людей, и мало кому интересно, какие драмы происходят у тебя в личной жизни.

— Какие темы тебя интересуют?

— По-разному. Был период, когда писала исключительно любовную лирику. Затем я много писала о самолётах, потому что сильно увлекалась авиацией. С удовольствием читала Экзюпери и Николая Каманина, интересовалась судьбой Амелии Эрхарт — первой женщины-пилота, перелетевшей Атлантический океан. Сейчас я пишу и любовную, и городскую, и гражданскую лирику.

— Как часто ты обращаешься к старым произведениям? Есть ли среди них «любимчики»?

— Перечитываю нечасто, но любимые стихи есть. Мне кажется, я просто достаточно быстро перерастаю написанное. Например, на момент формирования сборника за какой-то период времени в него попадают далеко не все произведения, потому что часть из них ты уже перерос. И если они попадут в книгу, ты не будешь считать её хорошей.

— По этому принципу ты и отбирала произведения в свои первые книги?

— Да. Первую книгу я выпустила в 2016 году, маленьким тиражом. Мне просто хотелось подвести какой-то итог. На самом деле для каждого литератора важна первая книга, это рубеж, после которого ты действительно можешь считать себя поэтом или писателем. Книга называется «Ми-фа-ми». В неё вошло стихотворение, в котором я обыгрывала слова «мифы» и «ноты», и слова «мили» и «ноты». «Мифа-ми» и «Ми-ля-ми». Так и появилось название.

Вторая книга, названная «Облепиховый чай» в честь одного из стихотворений, вышла в 2019 году. Это было более серьёзное издание, сборник вышел большим тиражом в твёрдой обложке. Книга получилась хорошей, туда вошли произведения в период с 2016 по 2019 год.

Сейчас я выпускаю книгу «Васильки во ржи», и как нетрудно догадаться, она тоже названа в честь одного из вошедших в неё произведений. Эту книгу я выпускаю в серьёзном издательстве «Перископ-Волга». Распространение, в отличие от прошлых раз, будет происходить через «Озон», «Лабиринт», «Читай-Город». Эту книгу увидит большое количество людей, поэтому туда войдут не только стихотворения с 2019 по 2022 год, но и лучшие стихи из прошлых сборников.

— Сложно ли издать свою книгу?

— С первыми книгами было сложно. У меня ещё не было ни знакомых, ни связей, ни чёткого понимания, как действовать. Издаваться приходилось за свой счёт, поэтому я искала издательство, где сделать это будет дешевле. В зависимости от пакета услуг, которые ты выберешь, можно отвечать не только за рукопись, но и за то, как книга будет выглядеть снаружи и изнутри. Для меня самым сложным оказалось расположить стихи в книге в нужном порядке, чтобы они выстраивались в более-менее логичную композицию.

С третьей книгой было проще. Я участвовала в конкурсе и выиграла сертификат на денежную сумму в издательстве. Поэтому требовалось только подготовить рукопись и сказать, что хочу видеть на обложке, всем остальным занялось издательство. Оно сработало быстро: 29 апреля мы заключили договор на издание книги, а через два дня у меня было шесть вариантов обложек. С ними было приятно работать, и я надеюсь, что результат тоже порадует.

— Ты получаешь какую-то прибыль с книг? Можешь ли позволить себе зарабатывать только поэзией?

— Прибыль с книг, конечно, есть, но небольшая. Наверное, чтобы зарабатывать поэзией, надо оказаться в нужное время в нужном месте. В противном случае у тебя должна быть профессия, чтобы себя обеспечивать. Даже если поэзия для тебя нечто большее, чем хобби, зарабатывать ей очень тяжело.

— С чем совмещаешь поэзию? Много ли времени она занимает?

— Совмещаю с семьёй и с работой. Работаю в отделе продаж на предприятии в Хотькове. Честно говоря, поэзия занимает массу времени. Каждый вечер стараюсь писать часа по два-три. Помимо самого стихосложения — выступления, занятия в «Квадрате», подготовка книг, оформление ресурсов в интернете. Необходимо продвигать своё творчество.

— Как обычно рождаются произведения? На ходу в заметках или за рабочим столом?

— Я стараюсь написать стихотворение целиком, потому что если писать в несколько подходов, намётанному глазу стыки будут заметны. Поэтому в заметки я чаще всего записываю фразы, сочетания слов, явления, которые меня заинтересовали, чтобы иметь возможность к ним вернуться. Фиксирую темы и идеи для новых стихов. И когда я понимаю, что у меня будет несколько часов свободного времени, то сажусь за стол и просматриваю свои заметки. Чаще всего из них и рождаются стихотворения.

— Как справляешься с пресловутыми творческими кризисами?

— Посредством путешествий и чтения книг. Как правило, кризис наступает потому, что ты либо не знаешь, о чём писать, либо не находишь слов. Первое решается новыми впечатлениями, поездками в новые города, второе — чтением. Причём я бы посоветовала обращаться к прозе.

— Кстати, творчеству каких авторов — и поэтических, и прозаических — отдаёшь предпочтение?

— Мой любимый поэт — Роберт Рождественский, с удовольствием читаю и перечитываю его произведения. Ещё мне нравятся Марина Цветаева, Анна Ахматова, Анна Долгарева. Из прозаиков я бы выделила Фёдора Достоевского и Сергея Лукьяненко. Раньше много читала Макса Фрая, но мне кажется, я из него выросла. 

Начинающим поэтам, которые пишут в стол и не знают, что делать со своей лирикой, Татьяна советует приходить на заседания творческого объединения «КвадратЪ». Это открытая и доброжелательная площадка, где можно обрести новые знания, познакомиться с единомышленниками и получить обратную связь от опытных поэтов. Расписания заседаний ищите здесь: https://vk.com/spquaderat

Елена БАДАЛЯН

Подписывайся на Telegram-канал ВПЕРЁД: https://t.me/vperedsp