Слева и справа — Любовь Хоботова и Алексей Вырский

В сергиевопосадском филиале ВГИКа, бывшем киноколледже, весь май говорили о материальной культуре: сначала на семинаре в аудитории, а потом для широкой публики в библиотеке им. А. Горловского, где открыта выставка карандашных эскизов к фильмам «Последний богатырь», «Сказка о войне и карандаше» и другим.

Мы на выставке в библиотеке. Преподаватель ВГИКа Любовь ХОБОТОВА показывает эскиз — прыгун берёт высоту. «Видите, как он выгнулся? Это положение неслучайно, в то время прыгали по-другому, не так, как сейчас принято». Она не только преподаватель во ВГИКе, но и режиссёр ленты, для которой этот эскиз создавался.

Чуть раньше, на конференции, Любовь Геннадьевна рассказала о подобных деталях в фильмах и о том, как эти детали, словно актёры, получают свои роли в кино.

Например, как играют свои роли предметы одежды. Если актёр в образе боярина носит шапку, то шапка будет неслучайной высоты. Это заявление: «Я такого-то статуса, высокого или пока не очень, — в соответствии с высотой головного убора». Современные рваные джинсы — такой же сигнал, но с другим знаком: «Да, ваши правила не для меня».

Атмосфера фильма кажется неуловимой, но на самом деле она всегда хорошо просчитана. Покрой, фасон, расцветка. Музыкальный инструмент и фургон грузового такси. Мелочи быта и большая архитектура. Интерьеры дома и обустройство городов. Даже манера ходить, есть, говорить — всё это создаёт ощущение времени, и это ощущение мы, зрители, считываем, часто того не понимая.

Телефонные будки — характерный артефакт эпохи

РИМЛЯНИН МОЖЕТ РАССЛАБИТЬСЯ

В материальной культуре есть нормы для каждой эпохи, в том числе и те, по которым изображается тело персонажа. Если в Древней Греции почти всё, в том числе и физический облик, подчинено канону красоты, говорит на конференции Любовь Хоботова, то гражданин Рима может расслабиться — он уже всё получил от жизни, ему не нужно самоутверждаться. Осанка для него не на первом месте, поэтому римлянина вполне можно изобразить сутулящимся, а красоту передать не через эллинскую стать, а через свободную позу, в которой он, например, отдыхает.

Исторический киноэкскурс продолжается: в средневековой Испании тело становится и вовсе неважным, оно «запаяно» в одежду — так его изображают не только портретисты, но и кинематографисты, обращающиеся к этой эпохе. Важен не человек, а детали и лицо. Человека в кадре или в раме как будто не существует, а вместо него роли исполняют камзолы, пышные воротники, украшения.

Ну а скоро ли раскрепощение? Ещё пара кадров на экране, и мы в XX веке, когда человек понял, что «наконец имеет тело, которое ему нужно». Появляются новые танцы, и жесты, и те же самые спортивные приёмы — на первый взгляд мелочи, но которые шепчут: «Зритель, мы здесь, в нашей эпохе».

БУЛЬВАРЫ: КОЛЛЕКЦИЯ ВРЕМЕНИ

Вместе с преподавателем и режиссёром Алексеем ВЫРСКИМ ищем примеры материальной культуры в самом центре Москвы — на примерах фотографий, которые он сделал для своих студентов.

Это только для нас Бульварное кольцо — девять километров, где десяток бульваров сменяют друг друга. Кинематографист пойдёт туда и отыщет калейдоскоп самых разных периодов истории Москвы. Для каждого десятилетия найдёт уголок, где время остановилось.

«Возьмём, например, — говорит Алексей Борисович, — период с 1975 по 1985 годы. Вот Яузский бульвар, тем более Покровский бульвар, там можно снимать это время легко». Если бы не люди в современной одежде, которых мы видим на фото, ничто не выдаёт современность.

Эпоху можно передать через детали. Кое-где сохранились советские двери: они выглядят по-другому, слой краски может доходить до сантиметра, а то и больше, а цвета часто грязные — для них обычно брали краску с армейских складов, рассказывает Алексей Вырский.

«Если мы хотим сделать маркер советского времени, надо найти вот такой козырёк, — преподаватель показывает кадр с ностальгическим козырьком-плитой, — он просто идеальный».

Решётки каждого бульвара уникальны. Самой характерной кинематографисты, и не только они, считают ограду Страстного бульвара. «Если хотите обозначить бульвар — покажите решётку, этого достаточно».

Компьютерные программы дают ощущение свободы: яркие цвета современного бульвара можно докрутить до тусклого ретро, что-то можно дорисовать и убрать — например, высотку, которая не вписывается в историческую картину. А что-то можно привезти на площадку — например, телефонные будки разных образцов, каждая из которых через свой дизайн кричит об эпохе, когда слово «дизайн» ещё не было в ходу.


«Если хотите обозначить бульвар — покажите в кадре решётку, этого достаточно».

Фото: Сергиево-Посадский филиал ВГИКа, библиотека им. А. Горловского

Подписывайся на Telegram-канал ВПЕРЁД: https://t.me/vperedsp