В программе — постановки 14 театров из России и Армении, встречи с режиссёрами, лекции и творческие лаборатории, где родится новая постановка, которая пополнит репертуар «Театрального ковчега» в новом сезоне.

Открытие фестиваля прошло на «Дороге к храму». Актёры символично обыграли манеры эпохи Петра I — русскому императору, чьё 350-летие отмечают в эти дни, посвятили цикл встреч с участием театроведов, историков и режиссёров.

В нашем городе есть и успешные театральные организаторы, и заинтересованные и любящие театр зрители, — об этом высказалась замглавы администрации округа Ольга Дударева.

Первым показанным публике спектаклем стал этно-рок-мюзикл «От Некрасова до Некрасова» Ярославского театра драмы им. Фёдора Волкова. Позади пять из одиннадцати дней сценического марафона, но зрителей ещё ждут спектакли из Вологды (сегодня вечером), из Перми (в четверг), Челябинска (два театра играют в пятницу) и Еревана (перед закрытием в субботу). Новинка этого года: эксперимент —
зрители первыми увидят наброски нескольких пьес, и выберут, какая из них станет полноценным спектаклем в новом сезоне. Завершится фестиваль пантомимой из Армении — спектакль «Шераник» Ереванского государственного театра пантомимы покажут на сцене хотьковского Культурного центра Елизаветы Мамонтовой 11 июня в 16 часов.

«От Некрасова до Некрасова», Ярославль

Десяток Некрасовых, каждого из которых играет новый актёр: поэт Влюблённый, поэт Детский, поэт Уходящий… Так Ярославский театр им. Фёдора Волкова — с определённого момента перебрендировавший себя как Первый Русский — по полочкам разложил ипостаси классика. Этно-рок-мюзикл соткан из цепляющих мелодий и ярких танцев, он задал первые ноты фестиваля, и очень удачно: как говорили позже на обсуждении члены жюри, об этом можно было судить даже по качеству аплодисментов. Есть и такое понятие.

 

«От Некрасова до Некрасова» — фееричный этно-рок-мюзикл из ярких мелодий и танцев

«Роман с собственной душой», Брянск

Авторский спектакль Кристины Корзниковой посвящён Марине Цветаевой, поэту и женщине, не делавшей тайны из влюблённостей. Если спектакль о Некрасове был построен на музыке и танце, то эта постановка полна чистой поэзии, подкреплённой деталями: историями любви, переписки, страсти и разочарований. Автор постановки училась театральному мастерству в Орле, вышла на сцену в Костроме, а этот спектакль подготовила уже в составе труппы Брянского театра драмы им. А. Толстого.

«Серебряное зеркало», Москва

Так совпало, что один из дней фестиваля полностью оказался во власти женской поэзии: днём зрители увидели моноспектакль о Марине Цветаевой, вечером — театр-кабаре о женщинах-поэтессах Серебряного века.

«Серебряное зеркало» Московского губернского театра напоминает имена, часто подзабытые и слегка затерявшиеся на фоне бурных перемен эпохи: компанию Ахматовой и Цветаевой составляют Нина Берберова, Аделаида Герцык, Зинаида Гиппиус, Надежда Тэффи, Вера Инбер. Застать их вместе при жизни было невозможно, но театр творит чудеса, соединяя всех на одной сцене.

В «Серебряном зеркале» на сцене одновременно появляются все лучшие поэтессы Серебряного века

«Ханума», Мытищи

Старинный водевиль — это подзаголовок спектакля мытищинского театра кукол «Огниво». Кукольная драма с грузинским колоритом о ловкой, но доброй свахе идёт на разных сценах не один десяток лет, и всегда собирает симпатии зрителей. Мытищинской версии помогают и добротные куклы, почти за каждой из которых таится титулованный актёр — многие в труппе имеют звание заслуженного артиста Московской области или страны. Театр «Огниво», носящий имя своего первого худрука Станислава Железкина, друг фестиваля «У Троицы» едва ли не с момента открытия театрального форума в нашем городе.

У каждого спектакля фестиваля есть невидимое продолжение — после того как отзвучат последние аплодисменты, члены жюри садятся напротив актёров и глаза в глаза говорят всё, что думают о только что увиденном. Бывает остро, бывает восторженно, но всегда полезно. Обсуждение — едва ли не самое важное, из-за чего на фестиваль приезжают театры-участники

«Хочу в Париж», Нижневартовск

Ещё один моноспектакль, на этот раз из молодого города нефтяников Нижневартовска. Мечтательного франкофила из рассказа Веллера играет Евгений Наумов, и два навыка, приобретённые в параллельной жизни, — музыканта и инструктора по ушу — ему явно помогают. Евгений пластичен и музыкален в роли провинциала, отчаянно стремящегося в страну Дюма, Дассена и Монтана, лукового супа и высокой моды. Весь этот джентльменский набор недосягаемой Франции в спектакле присутствует на правах полноправного героя, дополняя горько-сладкую палитру грустной комедии. Нижневартовский городской драматический театр — один из тех, которые впервые приехали на фестиваль в Сергиев Посад.

О русском театре во времена Петра I, о развитии русского театра в соседних странах — на примере Армении, о связях нашего города и императорского окружения поговорят на лекциях и конференции, которую театр проводит вместе с Международным культурным центром в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации. 8 июня с 12 часов в библиотеке им. В. В. Розанова состоится официальное открытие цикла. Первое слово держит профессор ГИТИСа и председатель жюри фестиваля «У Троицы» Нина Шалимова. С 15 часов на сцене «Театрального ковчега» пройдут открытая читка и итоговые эскизы режиссёрской лаборатории фестиваля. В центре внимания — пьеса, созданная приглашёнными молодыми режиссёрами из разных городов и стран совместно с артистами «Театрального ковчега». Победителя определит зрительское голосование по итогам двух дней показов. 9 июня с 12 часов в библиотеке им. А. Горловского начнётся серия увлекательных лекций. Краевед Алекс Рдултовский готовит тему «Троицкий легендариум Петра I», режиссёр из Еревана Жирайр Дадасян расскажет о театральных связях России времён Петра и Армении, затем снова А. Рдултовский с историческим детективом о наследниках Троицких стрельцов. В 15 часов в «Театральном ковчеге» подведёт итоги театральная лаборатория

Обсуждение спектаклей после показа — едва ли не самая важная часть фестиваля

Владимир КРЮЧЕВ

Фото: Анастасия БУХАРОВА и Евгения ПЕНЧУКОВА