Так выглядели набор и печать фронтовых газет в полевых условиях

80 лет назад, 24 мая 1942 года в рубрике «Письма с фронта» газета «Вперёд» опубликовала сообщение о том, что наборщицы загорской типографии Вера Кувшинова и Полина Егорова, добровольно ушедшие на фронт, чтобы работать в типографии армейской газеты 1-й Ударной Армии «На разгром врага», совершили мужественный поступок. «Однажды типографии пришлось задержаться на день в лесу. Лес подвергся нескольким налётам фашистских самолётов. Несмотря на это, девушки не отошли от типографских касс, готовя набор очередного номера газеты. За образцовое выполнение задания командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом мужество и отвагу Вера Кувшинова и Полина Егорова награждены медалями «За боевые заслуги».

В этом же номере газеты «Вперёд» напечатано ответное письмо на фронт от коллектива рабочих Загорской типографии, в котором они от всей души поздравили своих подруг Веру и Полину с заслуженной наградой и сообщали, что коллектив типографии стахановской работой тоже помогает фронту, ежемесячно перевыполняя план на 111-114 процентов.

А теперь расскажем о том, что представляла собой походная типография фронтовых газет. Всё необходимое для выпуска очередного номера газеты умещалось в нескольких сумках: бумага, наборные кассы, шрифты и печатный аппарат. Текст набирался вручную — буковка к буковке. Эту непростую, кропотливую, требующую особого внимания и сосредоточенности работу с высоким профессиональным мастерством выполняли и наши землячки — Вера и Полина. Журналисты и печатники в условиях войны работали единой командой. Обычно они размещались в брошенных избах, землянках или прямо в грузовых «полуторках».

Напечатанный тираж отправлялся на фронт в боевые подразделения сразу же после остановки печатного станка. Он был небольшим из-за дефицита бумаги: почти половина производственных мощностей этой отрасли в первые месяцы войны оказались на оккупированной противником земле, а оставшиеся производители столкнулись с дефицитом сырья и электроэнергии. Поэтому обычная бумага в разгар боёв тоже стала поистине стратегическим товаром — до самого конца войны планы её распределения ежеквартально утверждались лично Сталиным.

В первые месяцы войны из соображений секретности фронтовые газеты оснащались мелкой, но грозной надписью у логотипа — «После прочтения сжечь». Командование опасалось, что анализ даже открытой газетной информации может дать некоторые сведения противнику. Поэтому множество корпусных и дивизионных газет первых месяцев войны не сохранились для потомков. Однако перестраховка с секретностью быстро вошла в противоречие с требованиями жизни — газеты для бойцов и командиров были главным и чаще всего единственным окном в мир, и в первые месяцы войны их катастрофически не хватало. 24 января 1942 года последовал приказ, кардинально сменивший жизнь газетных экземпляров: отныне вместо «После прочтения сжечь» военно-полевые газеты оснащались иным предписанием — «Прочти и передай товарищу».

Фронтовая газета 1-й Ударной Армии, 1942 год

Если столичная, фронтовая и армейская пресса служила окном в большой мир, будь то далёкий тыл, соседний фронт или международный масштаб, то дивизионные газеты писали о самой близкой жизни и смерти, непосредственно и быстро реагируя на события в своих частях и соединениях. Можно сказать, что в какой-то мере «дивизионка» с поправкой на технические возможности и дух эпохи служили нашим сражающимся дедам и прадедам как бы частью личной жизни. Увы, подлинные экземпляры этих газет редко встречаются в музеях и библиотеках. Малый тираж, полевые условия, цензурные предписания не способствовали их сохранности. Однако чудесные находки порой встречаются в нашей жизни. Главное — надеяться и ждать, искать и верить в успех.

Лидия ВАСИЛЬЕВА

P. S. Нам удалось частично проследить дальнейшую судьбу наборщиц газеты «На разгром врага» Веры Кувшиновой и Полины Егоровой. В этом помогли архивы сайтов pamyat-naroda.ru и podvignaroda.ru.

Вера Кувшинова (1920 г. р.) прошла войну и прожила долгую жизнь: в 1985 году, к 40-летнему юбилею Победы, её наградили орденом Отечественной войны II степени.

Полина Егорова (1919 г. р.) также упоминается в наградных листах: в 1944 году ей вручили медаль «За оборону Москвы». В то время она в качестве вольнонаёмной работала в той же фронтовой газете.

Если вы располагаете какими-то дополнительными сведениями о наших героинях — пожалуйста, сообщите в редакцию.

Подписывайся на Telegram-канал ВПЕРЁД: https://t.me/vperedsp