Работающие на дровах газогенераторные грузовики использовали и на лесозаготовках

Знакомясь со служебной перепиской администрации загорских предприятий военных лет, нельзя не обратить внимания на странную номенклатуру одного из показателей. Таинственный «дрот», объём которого измерялся в тоннах. Может быть, шифровка? Вроде знаменитых «топорищ» — берёзовых прикладов для ППШ, производившихся нашим леспромхозом и деревообрабатывающим заводом? Ответ оказался куда проще.

«Дрот» это словосокращение, обозначающее «древесные отходы». Или, по бытовому, — «чурочки». А предназначались они для автотранспорта, способного передвигаться без бензина с помощью работающей на дровах газогенераторной установки. В военное время это было очень важно и позволяло экономить драгоценные бензин и солярку. В школах тогда даже решали задачки по переводу показателей жидкого топлива на твёрдое.

Газогенераторный автомобиль ГАЗ-42 образца 1942 года

Что представляли собой автомобили, именуемые «газгенами»? Конечно, ничего общего с паровозами, работающими на дровах и угле, они не имели. Как правило, это были полуторки ГАЗ-АА с обычным двигателем внутреннего сгорания, но оборудованные «кочегаркой» позади кабины. Эта установка вырабатывала генераторный газ — смесь, состоящую в основном из окиси углерода СО и водорода Н2. Получали её, сжигая размещённую толстым слоем древесину, бурый уголь или даже брикеты соломы в условиях ограниченного доступа воздуха. Установка включала в себя собственно газогенератор (место сжигания топлива), фильтры грубой и тонкой очистки, охладители, электровентилятор для ускорения процесса розжига и трубопроводы. Внешне это был вертикальный цилиндр, в который доверху загружали топливо. Зона горения размещалась внизу, высокая температура (до 1500 градусов) способствовала выделению из твёрдого топлива необходимых горючих газов, которые смешивались с воздухом и направлялись в камеру сгорания двигателя.

Подобные устройства не были чем-то новым: английский инженер Э. Даусон разработал концепцию соединения ранее изобретённой газогенераторной установки с двигателем внутреннего сгорания в конце XIX века. Первый автомобиль на чурочках и древесном угле построили в 1900 году во Франции. Отечественный аналог был запатентован в 1901 году.

В СССР первое испытание автомобиля с газогенераторным двигателем состоялось в 1928 году. А в 1936 году было принято постановление Совета Народных Комиссаров о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов. Эти машины имели существенные недостатки: пониженную по сравнению с бензиновыми аналогами мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако и существенные плюсы были несомненны: автомобили и трактора на чурочках стали большим подспорьем во время Великой Отечественной войны, они активно использовались в тылу по всей стране.

Отправляясь в рейс, шофёр должен был брать с собой шесть-восемь мешков дротов. Такой загрузки хватало на 80-85 километров пути. Правилами эксплуатации запрещалось использование деловой древесины (пригодной не только для топлива). Древесные отходы годились почти от любых пород деревьев.

Единственным требованием к этому оригинальному топливу было отсутствие на чурках гнили. Считалось, что лучше всего в качестве топлива подходят дуб, бук, ясень и берёза. Чурки, которыми заправлялись котлы газогенераторов, как правило, имели прямоугольную форму со стороной 5-6 сантиметров. Сельскохозяйственные отходы (солома, лузга, опилки, кора, шишки и пр.) прессовали в специальные брикеты.

Для работы на генераторном газе обычные бензиновые автомобили приходилось дорабатывать, но изменения не были серьёзными и порой были доступны даже вне заводских условий. Перевести автомобиль обратно на бензин тоже не представляло большого труда. Интересная статистика: в предвоенные годы и в годы войны в СССР было выпущено 31 956 единиц газогенераторных грузовиков марки ГАЗ, 15 445 единиц газогенераторной техники марки ЗИС, а также несколько тысяч гусеничных тракторов ХТЗ-Т2Г и прочей техники. В 1944 году в Москве были пущены газогенераторные автобусы. Производство газгенов и разработка новых моделей продолжалась в СССР и в послевоенные годы. Последний газогенераторный советский автомобиль сошёл с конвейера в 1956 году. В повседневном быту они продержались ещё лет десять.

Очень странно, но в старых советских фильмах про войну газгенов по неизвестным причинам не увидишь. А в нынешних — и подавно.

Сейчас автомобиль с газогенераторным двигателем — далёкое и забытое прошлое. Но в интернете пишут, что в Северной Корее они до сих пор производятся и используются довольно широко, особенно в сельском хозяйстве.

Загорский школьник В. Мозженков решает задачу о переводе жидкого топлива в твёрдое

Алекс СЕДОЙ

Подписывайся на Telegram-канал ВПЕРЁД: https://t.me/vperedsp