Побывать в мастерской художника — всегда интересно. Понимаешь: именно здесь происходит весь творческий процесс, от авторского замысла до конечного результата. Владимир КОРНИЛОВ, керамист из города Хотьково, работает в собственной небольшой студии уже около десяти лет.

В профессию Владимира привлёк отец, Леонид Корнилов, — тоже художник. Когда-то он привёз сына из Ростова-на-Дону в славившийся на всю страну Абрамцевский Художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова, куда наш герой поступил с первого раза на отделение керамики.

«Мне сразу понравилась эта творческая атмосфера, учёба была в радость, и я нашёл себя в этом направлении. Окончил колледж с красным дипломом и начал работать в студии-мастерской Владимира Ковалёва в Москве. Там мы занимались архитектурной керамикой: делали фасады, камины. Параллельно я получил образование дизайнера», — рассказывает Владимир Корнилов.

Несмотря на то, что из двух профессий он выбрал первую, знания, полученные по дизайну, оказались очень полезными. Помимо создания рельефов, панно, декоративных скульптур, авторских каминов и печей, керамист занят и на масштабных архитектурных проектах. Работать с заказчиками стало удобнее: можно самостоятельно нарисовать эскизы, просчитать размеры и прочитать готовые чертежи.

«Я занимаюсь именно тем, чем меня научили в колледже. Мне и коллегам повезло рано найти себя в любимом деле. Ещё во время учёбы мы поняли, чем хотим заниматься, и как такового творческого поиска не было — уже к пятому курсу каждый понимал, что именно он будет делать после выпуска. Мы не зависели от предприятий, появилась возможность работать на себя. Колледж дал базу и научил образному мышлению, оттуда мы вышли уже, по сути, самостоятельными художниками», — продолжает наш собеседник.

Экономическая ситуация в стране отразилась и на творческих профессиях. Например, золото, которым Владимир расписывает скульптуры, зависит от курса валют, как и импортные краски. Но настрой у керамиста позитивный: «Во все времена художники сталкивались со сложностями и экономическими кризисами. Теперь наше время жить и творить, несмотря ни на что»

***

Сейчас Владимир Корнилов занимается майоликой — керамикой с температурой обжига до 1000 градусов. В мастерской работы автора буквально повсюду: фантазийные рыбы-светильники, панно-окошки, сказочные коты, кролики и бегемоты. Рассматривать каждую скульптуру можно долго, и сколько бы ни смотрел, каждый раз взгляд упадёт на какую-то новую, ещё не замеченную ранее деталь. Вот, например, у кролика-садовника усы, как настоящие. Оказывается, и впрямь: сделаны из натуральной щетины. Идеи многих проектов, кстати, художник-керамист обсуждает вместе с отцом — много лет они продолжают работать в творческом тандеме, реализуя свои совместные авторские замыслы в необычных изделиях.

«Была у меня идея сделать хижину рыбака, и вот — появился светильник. Основная функция у него, конечно, украшение интерьера, но при желании можно зажечь внутри свечу. Каждый новый год мы делаем символ: в этом году это тигр, в будущем — кролик или кот. Вот, например, кролик-садовник, а здесь видим противопоставление: по своей сути трусливый заяц в образе храброго рыцаря. А это пугало: мы давно хотели создать фантазийный образ пугала с добрым сердцем. Мысль выросла в серию про времена года. Герой один, такой добряк, а детали разные. Это может стать хорошим подарком. Когда человек не знает, что подарить, мы решаем эту проблему: предмет искусства, сделанный вручную, всегда работает», — комментирует Владимир, отвечая на наши вопросы о скульптурах, стоящих прямо перед нами.

Художник не гонится за количеством, в каждой серии всего несколько десятков экземпляров. Каждая отмечена клеймом как знак того, что работа авторская

Скульптуры одной серии всё равно получаются разными, имеют свой характер. Во многом это особенности самой техники.

«Я обращаю внимание на деталировку и подбор цвета — люблю сочные вещи, и палитру использую такую же. Скульптуры получаются тёплыми, это заслуга майолики. Если сравнивать с фарфоровыми изделиями, то часто они воспринимаются, как стекло, с прицелом на высокое искусство. Майолика же более рыхлая, более тёплая. Только на фарфоровом заводе в Дулёве художникам-керамистам удалось достигнуть такой же майоликовой теплоты при всей чистоте и качестве фарфора. Подход разный. Так же и майолика не может быть точной, идеальной, выверенной. Но она может позволить себе быть живой, и люди это ценят», — объясняет художник.

***

Авторская скульптура для Владимира — отдушина и самореализация, где творчество не знает границ и порой сочетает, кажется, несочетаемые вещи. Работы художника практически сразу находят своего ценителя по всей стране, а кто-то даже презентует керамические изделия заграничным друзьям, как привет из России.

«Это приносит положительные эмоции. Это творчество, но мне важно, чтобы и человеку, который станет обладателем моей работы, нравилось эстетически. Мы не делаем ничего провокационного, не занимаемся перформансами. Безусловно, есть те, кому эти перформансы удаются. Но кому что дано. Я занимаюсь керамикой: я выбрал этот путь и двигаюсь по нему», — рассуждает Владимир. И двигается довольно успешно.

Наш герой не единожды участвовал в масштабных проектах, оформляя керамическими изразцами, например, рестораны

Сейчас в соавторстве вместе с коллегами Алексеем Илларионовым и Александрой Тихоненко под руководством архитектора Ларисы Рапопорт работает над керамическим фасадом частного дома в Абрамцеве. В основе — стиль «Русский модерн». Летом планируется монтаж. Хоть Владимир и родился в Ростове-на-Дону, но чувствует себя настоящим подмосковным жителем. А что я, говорит, буду делать в Москве? Так и продолжает работать и творить на хотьковской земле, продолжая заниматься художественным ремеслом.

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ