Ночь астрономическая ещё не началась, но культурная ночь в самом разгаре — «Абрамцево» и Сергиево-Посадский музей-заповедник участвуют во всероссийской акции «Ночь музеев». Всё это произошло в субботу. Началось днём, закончилось в сумерках, и выглядело примерно так: внеурочное время работы, бесплатный вход, много новых лиц, концерты, ярмарки, квесты, авторские экскурсии — например, с фонарём по тёмному усадебному парку. Такое бывает только раз в году!

В чём смысл?

Первая музейная ночь прошла в Берлине в 1997 году, когда кому-то в голову пришла идея оставить выставочные залы открытыми допоздна. Через пять лет новинка добралась до России, и теперь с каждым годом привычный классический музей ненамного, но всё же приближается к обычному человеку — особенно к тому, кто не часто ходит на выставки в обычной жизни.

Эксперимент по привлечению внимания становится шире, вроде бы не приедается, да и сам он со временем превращается в традицию. Открывая нынешнюю всероссийскую «Ночь» в Историческом музее, министр культуры РФ Ольга Любимова назвала эту дату одной из любимейших в Министерстве и добавила, что акция стала «приятным вызовом для всего музейного сообщества и приятной частью работы Минкультуры». В общей сложности в акции на этот раз участвовали около 2000 музеев страны, из них десятая часть в Москве. Некоторые площадки — увы, не наши, — работали до рассвета.

За шесть допандемийных лет рост посещаемости музеев составил почти 50 процентов, а в ноябре 2021-го музеи Москвы и области сообщили, что за год поток посетителей в выходные и праздники вырос в 1,7 раза, чему, скорее всего, поспособствовала и «Пушкинская карта» — бесплатный пропуск для молодёжи. Наше «Абрамцево» оказалось в числе лидеров, почти удесятерив число гостей за отчётный период. Хочется верить, что дело не только в одной «Карте», но и в том, что местные музеи оказываются на слуху благодаря этой вечерней акции.

Хотим на экскурсии чаще

На часах около шести вечера, и обычно примерно в это время в музее-заповеднике закрывают двери, и до утра наступает тишина, а сейчас группы сменяют друг друга.

Бухгалтер Рената выходит с выставки Дмитрия Иконникова чуть ли не в слезах — её тронули, как судьба автора, погибшего три года назад, так и истории его картин, в которых нашлось место и любимым котам художника, и швейным машинкам его жены, и обращению к Божественному, и убийственным рецептам коктейлей из книги «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева.

Экскурсию проводят сотрудники музея, в том числе и завотделами, и с их помощью зрители смотрят на те же картины совершенно по-новому

Рената хотела бы, чтобы такие авторские экскурсии проходили регулярно в течение всего года — например, по выходным. Желающие присоединиться, по её мнению, в Сергиевом Посаде и округе точно бы нашлись.

Не только местные

Проходит ещё полчаса, и смотрительница зала на выставке «Ваше Величество Женщина» в «Конном дворе» — том, что через дорогу от главного корпуса, — рассказывает интересную вещь: самые мотивированные зрители в такие дни, как правило, не сергиевопосадцы, а гости города. Они приезжают подготовленные и часто именно с целью побывать музее-заповеднике.

Она достаёт мобильный телефон и листает фотографии. «Ага, вот она, глядите!» — на экране изображение Богородицы — мозаика, которую Васнецов делал для собора в Гусь-Хрустальном сто двадцать лет назад.

«А теперь смотрите туда!» — рукой показывает вдаль, на жёлтую стену, где в точности та же Богородица смотрит на нас с васнецовского эскиза на стене зала. Оказывается, незадолго до нашего разговора в этом зале была туристка, которая только что приехала из Гусь-Хрустального, где видела эту мозаику вживую, в авторском воплощении. Сделала фото. А в Сергиевом Посаде её встретил эскиз, и гостья застыла в удивлении: то ли этот образ следует за ней, то ли она за ним.

За воздухом — в «Абрамцево» Ещё полчаса, и тени становятся заметно длиннее, но актёр «Театрального ковчега» Михаил тому даже рад. Недавно он где-то прочитал, что скульптуры и картины лучше выглядят при естественном вечернем свете на открытом воздухе — так они кажутся ещё более выразительными. За открытым воздухом надо ехать в музей «Абрамцево», где большая часть программы проходит за пределами выставочных залов.

Ни один усадебный праздник невозможно представить без ярмарочной аллеи, где свои работы предлагают выпускники абрамцевского училища и их коллеги

Тут предметы рукоделия, гончарства, резьба по дереву, а ещё мастер-классы, где учат делать тряпичную куклу, расписывать пряники, резать по кости, ткать на станке или писать в разных каллиграфических стилях.

Впервые прошёл конкурс лучших галстуков-бабочек, а на прудах шла рыбалка — как при первом владельце, писателе Сергее Аксакове. В интерьере усадебного дома, снова как в старину, устроили спектакль по пьесе Саввы Мамонтова. Звучала музыка в исполнении молодых музыкантов Хотькова и Москвы. И после заката солнца музей представил свою самую позднюю прогулку — по парку и лесу, освещаемым фонарём экскурсовода и луной.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото: Дамир ШАВАЛЕЕВ

Больше фото в галерее >>

Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/vperedsp