Ткани, керамика и посуда, сувениры и полезные в хозяйстве вещи… Три дня в Богородском проходил фестиваль — ежегодный праздник промыслов, в котором наряду со знаменитыми местными резчиками о себе рассказывают ремёсла из десятков городов и сёл центральной России. Раньше организатором выступала поселковая администрация, теперь — сама фабрика.

Гвоздём программы стал мастер-класс резьбы бензопилой. Выглядело это так: несколько минут во все стороны разлетаются опилки и стружка, и когда облако древесной пыли рассеивается, полено превращается в скульптуру. То, что когда-то считалось забавой в кругу профессионалов, сегодня превратилось в шоу и почти в спорт: по всему миру проходят соревнования резчиков с бензопилами.

В центре карты — Богородское

Но шоу, как и палатки с угощениями и сувенирами, — не единственное, что привело зрителей в это обычно тихое место. Фестиваль в Богородском проходит почти полтора десятка лет, и с самого первого года существования он показывает, как старинный промысел ищет и находит своё место в современной жизни. Примерно тем же самым занимается и сама фабрика, которая на основе промысла за эти годы выстроила готовый туристический объект — с гостиницей и рестораном в богородском стиле, с экскурсиями и выездными мастер-классами, и на своём сайте сделала виртуальную карту окрестностей, где Богородское помещено в самый центр. Среди окрестных достопримечательностей: бассейн, музей поэта Бокова, старинные церкви и, конечно, гидроэлектростанция.

Фестиваль в Богородском рассказывает не только о местном промысле. Пройдёмся вдоль рядов: тут и деревянная посуда из Тульской области, керамика из Ярославской области, игрушки из Климовска, где работает одна из старейших игрушечных подмосковных фабрик, чья история насчитывает более чем сто лет.

Гончары и гончарки

Первое, что посетители видят в павильоне с мастер-классами, это гончарный круг. Рядом его владелицы — Марина и Ольга Алексеевы из соседнего города Пушкино. Обе — физики по образованию, керамике учились самостоятельно.

«Моя однокурсница с физфака по совершенно другим причинам пришла к тому же самому», — рассказывает Ольга АЛЕКСЕЕВА, младшая в дуэте мамы и дочери. Они говорят, что сегодня это не редкость, когда взрослый человек осваивает совершенно новую для себя творческую профессию и становится мастером-ремесленником.

Ремесло, говорят гостьи, может прокормить мастера, но на многое рассчитывать не приходится. «С одной стороны, не разбогатеешь, но с другой — не скажешь, что это очень напряжённый труд. Это не работа в офисе, здесь ты сам себе хозяин, ездишь по фестивалям, ведёшь мастер-классы. Приятная работа».

Про фестиваль они узнали случайно, и приехали с одной стороны как зрительницы, с другой как участницы — трудно сказать, что перевешивает. Для них самих Богородское и его резные традиции стали открытием: с промыслом они познакомились буквально в эти выходные. На что же похож богородский промысел, если говорить о первых впечатлениях? Ответ: «Хочется попробовать сделать это руками».

На прощание Ольга даёт визитку их мастерской, на визитке подпись — гончарка. «Вообще мне кажется более удачным вариант „гончарица“, — поясняет она, — для славянских языков традиционно было иметь женский род для профессий. Вышивальщицы, например. Но многие профессии в то время были недоступны женщинам — гончарство как раз тот самый вариант».

Богородская токарная?

На столе у Надежды МОРГАСОВОЙ, резчицы, — это-то слово как раз давно в ходу, — вроде бы обычные богородские игрушки, но при ближайшем рассмотрении замечаешь разницу.

Они только издалека выглядят как классические игрушки: те же курицы, ударяющие клювом о невидимые зёрна, те же движения и тот же деревянный стук. Но нет привычной ажурной фактуры материала, все поверхности гладкие, а по ним мастер вдобавок нанёс цветные штрихи.

Эти игрушки выточены на токарном станке. Первые опыты с механической обработкой дерева в Богородском начались в девяностых годах прошлого века или даже раньше, и для 500-летнего промысла это всё равно новинки. «Но они очень хорошо прижились, — говорит Надежда. — Игрушка собрана по тому же принципу, что и классические игрушки. И ещё одно отличие в том, что она может быть с росписью».

Старая школа Богородского может иметь претензии к чистоте жанра, и это неизбежное явление. «Лично мне они нравятся, и одна игрушка другую не отменит», — говорит о выточенных на станках фигурках мастерица, виртуозно владеющая и обычным ручным резцом.

«Кто хочет ниточку сплести на счастье?»

Когда гости из других городов говорят, что богородская игрушка — эта та, которую хочется подержать в руках, эти слова звучат как лучший комплимент всему промыслу.

Ещё одна вещь, которая прошла «тест на ощупь», — льняная пряжа Ольги Александровны ЦУКАНОВОЙ из Константинова, большого села в двадцати с небольшим километрах к северу от Сергиева Посада.

История сельского фермера интересна ещё и тем, что она сама, уже на пенсии, изучила технологию приготовления льна. Два года искала, читала сайты, списывалась с прядильщицами из разных городов, этап за этапом составляла техпроцесс. В итоге получилось: лён выращивает и обрабатывает у себя в хозяйстве.

«Я здесь только для того, чтобы показать, что это ремесло живо», — говорит Ольга Александровна под аккомпанемент прялки. И расшифровывает, что стоит за этими достаточно общими словами: «Оно живо, пока есть ученики, пока есть ткань, из которой можно сделать рубаху. Пока есть коврики, есть шерсть и лён, из которых можно вязать. Ничего сверхъестественного».

И обращается уже к собравшейся у прялки группе любопытствующих зрителей: кто хочет ниточку сплести на счастье?

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Дамира ШАВАЛЕЕВА

Наш телеграм-канал https://t.me/vperedsp