Примерно сто назад, в начале 1920-х нашу страну охватила журналомания: журналы самого разнообразного толка выпускались в диапазоне от пионеров до академиков. Конечно, продукция эта была разной: в кружках и школах — вызывающе самодельной, рукописной, но были и те, что даже малыми тиражами издавались типографским способом или с помощью тогдашнего средства «оперативной полиграфии» — гектографа. О них мы сегодня и поговорим
Первенцем журнального цеха города Сергиева стал журнальчик «Блуждающие огоньки», выпускавшийся учащимися и педагогами бывшей Сергиевской мужской гимназии, ставшей «Учебным комбинатом имени Горького». Первый номер его вышел в конце 1919 года. По своему формату (160 на 120 мм) он соответствовал дореволюционным детским журналам и был напечатан в типографии И. Иванова («Первый типографский кооператив», как это заведение в ту пору часто называли). Тексты — стихи, рассказы, сказки — написаны самими ребятами.
С высоты сегодняшнего дня журнал оставляет странное впечатление: в нём перемешаны осколки старой детской литературы («кисоньки» да «заиньки») и горькие реалии эпохи, поданные в сказочной форме. Такова, например, сказка про трагедию серого зайца. Его семью погубила злая лиса, он нашёл укрытие у своего друга-папоротника, но однажды обнаружил, что папоротник выкопала ведьма. Заяц в отчаянии выскочил на дорогу и попал под шальную пулю. Нет, не охотника. Просто — шальную…
К сожалению, неизвестно, были ли последующие номера этого журнала.
«Красный спорт» (1923 год) позиционировался как литературно-спортивное издание с периодичностью выхода раз в две недели. Его издателем стал Сергиевский спортивный клуб. Журнал печатался гектографическим способом с большим количеством иллюстраций на тему спорта и гимнастики.
Стоит отметить журналы, выпускавшиеся в стенах Военной электротехнической академии, в ту пору размещавшейся в стенах Троице-Сергиевой лавры. Как правило, каждый новый поток курсантов начинал издание своего собственного студенческого сборника.
В 1921-22 гг. выходили журналы «Электровоин» (учебно-технической направленности) и «Стрелы электровоина». Остановимся на нём. Единственный номер вышел 10 ноября 1921 года тиражом 500 экземпляров. Из выпускных данных узнаём следующее: «Издание коллектива РКП и культкома Военной электротехнической академии и школы. Секретарь редколлегии — А. Мильруд».
Журнал отражал жизнь курсантов: учёбу, политическое воспитание, быт, отдых, культурные мероприятия. Нашлось место и для рубрик «Электрочастушки», «Мелочи быта», «Литературная страничка».
Оба издания печатались типографским способом; известно, что к сотрудничеству привлекался такой сергиевский художественный мэтр как Владимир Соколов.
Относительным долгожителем был «Электрификатор мысли», сменивший в 1923 году «Электровоина». Объёмный журнал, напечатанный на гектографе с большим количеством иллюстраций (как правило, юмористического характера), охватывал практически все стороны жизни курсантов, включая литературное творчество, воспоминания о недавних событиях Гражданской войны и даже полемические материалы. Например, в № 6 можно было познакомиться с мудрствованиями курсанта Эсмана, который в очерке «Куда мы спешим» предполагал, что за коммунистическим обществом, если верить теории эволюции, должен последовать новый первобытнообщинный строй, правда, в некоем другом качестве. Мотивация — техническое и духовное развитие общества достигнут максимума, человеку некуда будет стремиться и он начнёт деградировать. Позиция по этому поводу местных «компетентных органов» неизвестна, но редколлегия признала за публикацией право быть, ибо она означает, что курсанты думают!
Обзор международных событий заканчивался категорическим «Индия, Египет, Китай и Германия — это серные спички, которые лежат летом в стогу сухого сена!» «Литературно-художественный отдел» повествовал о впечатлениях курсантов первого курса. Эта публикация перекликалась с вполне грамотными комиксами о похождениях первокурсника, а точнее о его прямолинейном понимании названий дисциплин, учебных пособий и аудиторий.
Последний номер «Электрификатора» вышел в августе 1923 года, незадолго до переезда электроакадемии в Петроград (сентябрь 1923 г.).
Однако самым известным даже сейчас — по крайней мере, в филологических кругах — стал журнал «Наше творчество», выходивший в 1926-27 гг. сначала как самостоятельное издание, а затем как литературное приложение к уездной газете «Плуг и молот» (предшественницы газеты «Вперёд». — Ред.). Причина известности состоит в том, что в сдвоенном 2-3 номере за ноябрь-декабрь 1926 года был опубликован очерк писателя Михаила Пришвина «Ленин на охоте» с большим авторским предисловием, которое в более поздних публикациях не повторялось. В нём Пришвин писал: «Пишу не для охотников и даже не для деревенских людей. Мне кажется, именно горожанину больше нужно, чем сельскому жителю, чтобы там, где за чертой города вдали синеют зубчатые леса, ходили рогатые лоси, вздымались на лапы медведи, гнездились всяческие птицы. Чем же объяснить иначе, что даже Ленин при его-то работе и в те-то годы стремился попасть на охоту».
К созданию журнала был причастен пришвинский приятель, талантливый сергиевский журналист Михаил Ломакин, молодой писатель Алексей Кожевников и комсомольский работник Дмитрий Горлов, к середине 1920-х годов сделавший карьеру и ставший членом ЦК ВЛКСМ.
Судьба «Нашего творчества» сложилась печально. Обычно пишут, что журнал был закрыт по требованию Главлита и переформатирован в газетное приложение. Однако всё было проще. В 1927 году резко сократились издательские полномочия на уездном уровне. Уже нельзя было издавать книги и журналы, только различные малотиражные брошюры ведомственного и предвыборного плана. И журнал стал приложением, а потом и вообще прекратил свой выход из-за финансовых трудностей самой газеты.
«Уплотнение слушателей». Карикатура из журнала «Стрелы электровоина»
Алекс РДУЛТОВСКИЙ
Читайте нас в телеграм-канале https://t.me/vperedsp »