«Что-то подсказывает, что в нашем городе мы это сделали первыми», — говорит Татьяна СМИРНОВА, создатель центра традиционной культуры «Дом», перечисляя события из их календаря. Они вернули на улицу формат праздников, где люди оказались не зрителями, а участниками, и все вместе создавали событие. Устраивали Масленицу в её настоящем, почти картинно-кустодиевском виде — со штурмом снежной крепости и кулачными боями. Заново открыли для широкого зрителя писанки — расписные пасхальные яйца, и открывали на этом материале выставку…

Список можно продолжить. Кто сегодня вспомнил бы название «Егорий Вешний», если бы не эти этнографы-практики из Сергиева Посада, которые вернули к жизни древний весенний праздник-фестиваль, выбрав для него поле у церкви Георгия Победоносца в Семхозе? Они же примеряли к современной жизни танцы, которые были в ходу столетия назад, по старинным лекалами и рецептам творили и вышивку, и выпечку… И каждый раз старались не для галочки, а для настроения, и так, как это до них в Сергиевом Посаде, действительно, не делал почти никто лет как минимум сто.

Дирижёр-хоровик по образованию, успевшая поработать и в московском театре, и в посадской школе, Татьяна Смирнова двадцать лет назад создала то, что вскоре получило название «ансамбль «Скоморошья слобода», а сегодня её большое дело называется «Дом» — это и культурный центр, который возрождает старые традиции и ремёсла, и настоящий деревянный дом в Семхозе

Точкой отсчёта стал момент, когда друзья и соседи Татьяны, видя, как та всё глубже погружается в народную культуру, попросили научить их этим красивым песням и несложным, на первый взгляд, движениям. Первая встреча прошла 7 апреля 2002 года в Детской библиотеке на Угличе, небольшом двухэтажном здании в глубине жилого микрорайона. Встречались днём в воскресенье. Среди первого состава были люди взрослые: медики, массажисты, психологи, художники. Некоторые брали с собой детей и родителей, и эта традиция стала одной из тех, что отличает «Дом» и сегодня.

«Мы занимались в библиотеке, но скоро нас оттуда попросили. Сказали, что распугиваем читателей», — вспоминает Татьяна Смирнова первые годы «Слободы». И добавляет: «Положа руку на сердце, библиотекари были правы, потому что пели начинающие фольклористы душевно, громко, но не всегда умело».

Мастерство ансамбль оттачивал на других площадках: в ОДЦ «Октябрь», в центре «Наследие», во Дворце культуры им. Ю. Гагарина, в школе № 11 на Угличе. Кочевали бы, возможно, и по сей день, если бы основательница не переехала в старый деревянный дом в Семхозе, который не только стал местом встреч, но и дал название Центру. Двадцать лет назад Сергиев Посад жил своей жизнью и был далёк от подобной практической разновидности фольклора. «Когда мы начали устраивать старинные игры, петь старинные песни на улицах, для многих это было настоящим открытием. Ничего себе, такое тоже бывает, удивлялись многие. Наверное, на этом мы тогда и взошли — на ощущении «ух ты, диковинка какая!», — считают в «Доме».

Их самая свежая диковинка — музыкальный спектакль «Посадский романс», в котором на одну сцену выходят артисты Центра, авторский текст читает краевед Инна Акентьева, на гитаре аккомпанирует Светлана Цывкина, а перед глазами проносятся картинки из хроники Посада: оживают объявления из пожелтевших газет, на карте города мерцают точки, связанные с местными старообрядцами, и из-за каждой уличной таблички выглядывает своя история. Впервые спектакль представили в конце прошлого года, недавно опробовали на большой сцене ОДЦ «Октябрь», а билеты на предстоящий показ в «Вишнёвом саду» давно проданы.

Именно на волне, начатой 20 лет назад, у многих сергиевопосадцев проснулось ощущение причастности к культуре страны и её многообразному наследию. «Патриотизм, — считает наша собеседница, это не махать руками с криками «ура-ура», а жить с ощущением в душе: это моё, это наше достояние»

Среди тех, кто приходит на занятия в центр «Дом», есть люди других культур. Есть семья с греческими корнями, которая находит в русской жизни те же интересные моменты, что и мы, местные. «Не возьмусь сказать, что в нашей культуре их привлекает чтото индивидуальное, но то, что они из года в год приводят к нам своих детей, говорит, что это им важно».

Если бы «Дом» начинался сегодня, в 2022-м, было бы ему проще? Нет, считает Татьяна Смирнова, сейчас, наоборот, было бы сложнее. Она объясняет это тем, что сегодня у людей нет такого единодушного желания погрузиться в новый мир, как когда-то. Ну а сам «Дом» как себя чувствует? Для «Дома», полагает она, важно не бросать своё дело: «Мы вовремя начали, у нас было время накопить опыт, накопить силы, иметь право что-то сказать. Всё приходит в своё время».

Владимир КРЮЧЕВ

Читайте нас в телеграм-канале https://t.me/vperedsp »