На одной из краеведческих встреч мне задали вопрос про «альфрейнерную школу», которая существовала в послевоенные годы на территории Троице-Сергиевой лавры. Я был озадачен. Про учительский институт знаем, про ремесленное училище реставраторов — тоже. А кто такие альфрейнеры?

С ответом повезло не сразу. Просто случайно (о, это фатальное «случайно»!) мне в руки попал журнал «Смена» семидесятилетней давности, сентябрь 1951 года. А в нём статья журналиста Николая Рощина «Умельцы».

Начинается рассказ так: «Подмосковье: голубые дали, озёра, холмы. Прямо перед взором раскинулся город. Деревянный, узорчатый, резной, он кажется сказочным. Сложный и богатый орнамент его крылечек, башенок, слуховых окошек очаровывает зрителя. Загорск — исстари прославленный центр русского резного искусства».

Дальше — интереснее. Автор попадает в «светлое четырёхэтажное здание». И мы делаем первое наше открытие. Оказывается, Загорское художественно-промышленное ремесленное училище в то время занимало помещение на улице Кирова, нам памятное как профтехучилище № 22 (сейчас Сергиево-Посадский колледж. — Ред.).

Готовили здесь тогда не оптиков-механиков и специалистов различных технических рабочих профессий, а мастеров прикладного искусства.

Обучение шло на трёх отделениях: столяры, краснодеревщики, лепщики-модельщики (про них когда-то писал «Краеведческий вестник») и «альфрейные» (фресковые) живописцы. До этого были ещё и белокаменщики, про которых автор говорит следующее: «Мастера многовекового русского искусства — работали в Московском Кремле и работают по всему Союзу, применяя своё ценное умение в восстановлении памятников старины».

С краснодеревщиками журналисту встретиться не удалось: они были на практике «на одной из фабрик высококачественной художественной мебели». А «альфрейники» и лепщики оставили богатый след в облике нашего города. Их трудом созданы многочисленные декоративные украшения на постройках той поры: барельефы, розетки, убранство Дворца культуры им. Ю. Гагарина, который откроет двери в ноябре 1954 года.

Дальнейшая судьба мастеров лепного направления сложится не гладко. В 1956 году будет принято постановление ЦК «Об архитектурных излишествах», и многим из выпускников училища придётся менять профессию.

Алексей Колесников, страница журнала «Смена», 1951 год

Уж раз мы заговорили про взаимосвязь училища и эстетического облика города, нам будет интересен и такой фрагмент: «…Запах масляной краски, скипидара, лака; мольберты, подрамники. Группа учеников за работой. У стены стоит большая копия картины “Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану”. Эта коллективная работа — не мёртвое повторение образов оригинала. Холст живёт теми же красками, что и подлинник, но как-то по-новому освещены умные смеющиеся лица сечевиков. Рядом с „Запорожцами“ высится огромный загрунтованный холст. Это тоже копия картины “Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола”».

Такие копии работ больших художников были в зале ожидания вокзала железнодорожной станции Загорск, в детской поликлинике, в молочном магазине на Пионерской улице, в больнице Красного Креста на улице Митькина.

Автор статьи знакомит с учащимися. «Участник школьного оркестра, румянощёкий рослый блондин, девятнадцатилетний отличник Алёша Колесников приехал в училище из рязанского колхоза. Рисовать было его страстью с детства. “Как только на ноги поднялся с четверенек, так и начал пачкать стены углём и мелом”, — смеётся он». От написания очерка до выхода журнала, как правило, проходит два-три месяца. Когда вышел тот сентябрьский номер «Смены», Алексей Колесников с отличием окончил Загорское художественно-ремесленное училище. Дальше — Московское высшее художественно-промышленное училище (МГХПУ) им. Строганова. Широкую известность ему принесёт созданное в 1955-56 годах полотно «Урал индустриальный», которое было растиражировано в художественных открытках.

Читаем дальше. «Ровесник Алёши Борис Крылов, сын рабочего, как говорят о нём, “и во сне не расстаётся с палитрой”. Он уже участвовал в выставке Центрального дома работников искусств в Москве и сейчас готовит пять работ на Всесоюзную выставку Министерства трудовых резервов».

Имя это тоже нам знакомо. Борис Ильич Крылов, художник-график, художник-мыслитель, много лет отдавший «Слову о полку Игореве». Как и Алексей Колесников, окончил училище в 1951 году, потом учился в Строгановке. Вся его творческая жизнь была связана с Загорском — Сергиевым Посадом.

Что Крылов, что Колесников — известные в нашем городе художники, величины. Память о тех временах осталась в виде сохранившегося наборного панно на тему работы и учёбы в здании колледжа на Кировке.

Нам уже доводилось писать о том, как загорчане участвовали в создании павильонов и экспозиций Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве в 1939 году. Но, оказывается, ребята из художественно-промышленного училища поработали на ВСХВ (в будущем — ВДНХ) и в начале 1950-х. Из той же «Смены»: «…Кипит работа на огромной территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Многие павильоны уже отделаны. То тут, то там между постройками протянулись густые липовые аллеи, ярко зеленеют газоны. На одном из центральных участков работают учащиеся третьего художественного отделения Загорского училища — лепщики-модельщики. Это исключительно девушки… Зоя Петрова отходит от модели, склоняет голову, прищуривает глаз. Она недовольна, возвращается, сток уверенно входит в тело глины, срезает верхушку листа, выправляет завиток. Серо-свинцовая тугая масса глины покорна сильным и ловким пальцам. Всё отчётливее вырисовывается барельефный узор капители — гроздья винограда, листья, орнамент… Соседка Зои Настя Мандрикова работает тоже над лепкой капители. Стройная, гибкая, маленькая, она стоит на подставке-ящике… На установке кессонных розеток работают Аня Буланова и Валя Родионова. Они “примораживают” к поверхности плафона декоративное его убранство… Дальше Лена Михаленко под руководством мастера Ф. Ф. Ляха устанавливает розетки плафона по проекту… Это уже настоящая работа. Она останется здесь надолго, на неё будут смотреть сотни тысяч и миллионы человеческих глаз».

Фото из архива автора

Читайте нас в телеграм-канале https://t.me/vperedsp »