Если бы нам удалось перемотать время веков на десять назад и перенестись в те же окрестности Хотькова, мы бы встретили там необычных персонажей. Женщин-металлургов — именно слабый пол тогда заведовал отливкой изделий из бронзы. Увидели бы магов в поисках огромных камней синего цвета — тех самых, в которые ударяет молния, наделяя сверхсилой. Или охотников на бобра — самой ценной добычи своего времени. Местные жители спешили бы к домикам мёртвых — к окнам этих мини-мавзолеев они подкладывали пищу, напитки и подарки, чтобы их покойный обитатель по-прежнему жил в достатке.

Ещё лет через триста люди этих земель теоретически могли бы повстречать своего нового соседа, которого мы сегодня знаем под именем Сергия Радонежского. Но поговорить с ним на своём языке к этому времени меряне, скорее всего, не смогли бы: финно-угорская мерянская культура угасала, ассимилировалась с культурой славянской и сегодня о ней мало что известно. Однако значит ли это, что в венах самых коренных из всех коренных сергиевопосадцев всё ещё течёт загадочная мерянская кровь?

ОТ «ВОНДО» ДО «ЯХРА»

Геодезист, эсперантист и в последние годы автор экскурсий Павел КОНАКОВ считает, что именно так оно и есть. Он разрабатывает маршруты, которые называет этноисторическими походами: с отправными точками из Посада, Хотькова и Дмитрова эти тропы ведут по мерянскому прошлому Радонежской земли не хуже учебника.

Эта история волновала Павла с детства, когда он, совсем маленький, от деревни к деревне путешествовал на велосипеде и запоминал такие странные названия рек и ручьёв: Вондюга, Корбуха, Пажа... Топонимы — это единственное отчётливое напоминание о древнем прошлом тех людей. «„Яхрома“ — „яхр“ в мерянском языке, то есть озеро, — приводит он примеры из книги Владимира Вишневского. — Так образовалось и имя «Махра», притока Дубны».

Владимир Вишневский — известный археолог Сергиево-Посадского музея-заповедника, в местных археологических кругах личность уникальная. Вместе с коллегами и учениками он десятилетиями ведёт раскопки в древних городах мери, расположенных в окрестностях Сергиева Посада. Находки можно увидеть в выставочном комплексе «Конный двор» у стен Лавры: там украшения, орудия, посуда и многое другое.

Продолжаем листать его книгу «Древние финно-угры и балты в нашем крае», выпущенную Сергиево-Посадским музеем заповедником пять лет назад: «вондо» — стебель камыша, откуда берёт имя Вондюга, одна из местных рек, «Чер» — ручей, откуда главная посадская река Кончура и Кучерба, что рядом с селом Хомяково. Но как удалось восстановить язык племени, который существует только в летописях? А его кухню? Попытки есть.

Святогорово на границе Дмитровского и Сергиево-Посадского округов — точка, откуда расходятся пути экскурсий

СПРОСИТЕ У МАРИЙЦЕВ

Наиболее близкими родственниками древних меря часто называют современных марийцев. Такой точки зрения придерживается ряд учёных, и Павел с ними согласен. Свои походы и поиски он строит на основе этой связки — полевых исследований сергиевопосадских археологов и обычаев современных марийцев, «последних язычников Европы», как их иногда зовут.

Некоторые экскурсии начинаются в селе Святогорово на границе Дмитровского и Сергиево-Посадского округов, и именно там в гостевом доме он угощает своих экскурсантов архаичными, но от этого ничуть не проигрывающими блюдами.

Археологи рассказывают, что меря предпочитали не только экзотическое по нашим меркам мясо бобра, но и телятину и жеребятину, выращивали полбу, ячмень и овёс — Павел готовит каши, расстегаи «мерян кагылы» и варит «шожанпуре», домашнее пиво. В марийской кухне, с которой он познакомился в Йошкар-Оле, он нашёл рецепты, и они тоже вошли в меню его кулинарного проекта «Мерян Курго». Один из принципов проекта в том, чтобы готовить только из продуктов, растущих в окрестностях.

Павел Конаков называет свои экскурсии этноисторическими походами

ПРИДУМАТЬ НОВОЕ

Может показаться, что местный рынок туристических предложений занят полностью, и ничего нового не придумать. Паломнические маршруты освоены, они по-прежнему номер один — хотя бы в плане массовости. Краеведческие экскурсии вот уже как несколько лет набирают обороты: появляется всё больше авторов и авторских маршрутов и, главное, желающих пройти этими тропами. Есть небольшие вкрапления вроде промышленного туризма по трубному заводу, есть культурологические аудиогиды от местных музеев и библиотек. И, пожалуй, всё.

Мерянский поворот Павла Конакова стал чем-то новым в этой области. Он открывает прошлое на примерах, понятных не только археологу, но и каждому из нас — водит по лесным тропам и холмам, вчитывается в названия рек и деревень, воссоздаёт вкусы и ароматы забытых времён. «Главное для меня, что эти экскурсии не фантазия, а имеют под собой подлинную историю», — говорит «русский мерянин», так его в шутку прозвали марийские друзья.

Мерянская кухня по восстановленным рецептам — часть программы

Владимир КРЮЧЕВ

Фото из архива Павла КОНАКОВА, vk.com/pkonakov