Эта профессия, говорит старший лейтенант юстиции Антон Коротков, мало похожа на сериалы, которые показывают нам по телевизору. Она требует усидчивости и стрессоустойчивости, но может захватывать так, что порой не хочется уходить домой. Антон Коротков работает в должности следователя Следственного управления УМВД уже четыре года, и до сих пор при виде запутанного дела у него загораются глаза.

— Почему решили пойти работать в полицию?

— Я вообще не собирался быть полицейским и готовился к поступлению в медицинский вуз. Но за полгода до экзаменов случайно увидел информацию о дне открытых дверей в университете МВД и посчитал, что быть курсантом несколько интереснее, нежели студентом-медиком. Вся семья и друзья были удивлены моим решением, ведь ранее в семье и кругу близких никогда не было сотрудников МВД. В итоге я поступил на факультет подготовки дознавателей и успешно его окончил. Когда пришёл устраиваться на работу, то отдел дознания оказался полностью укомплектован. Предложили два варианта: следствие или уголовный розыск. Выбрал первый и какое-то время расследовал общеуголовные дела, в том числе ДТП. В настоящее время уже около двух с половиной лет расследую экономические преступления.

— Работа следователя похожа на ту, которую мы видим в фильмах и сериалах?

— Не очень. Следователь не бегает по улицам, не сидит в засаде, не освобождает заложников и не преследует преступника, держа одной рукой руль и стреляя второй по колёсам злодея. В сериале следователь может расследовать одно уголовное дело весь сезон. Если бы в жизни это было так, мы бы были очень счастливы, поскольку нагрузка довольно большая — параллельно в производстве у одного следователя может быть до десяти уголовных дел.

— Понятно, что такие нюансы режиссёры добавляют для экшена и красивой картинки. А чем на самом деле вы занимаетесь?

— Следователь направляет ход расследования, даёт поручения участковым, уголовному розыску и другим подразделениям на проведение определённых мероприятий. Как правило, уже на самом начальном этапе в голове следователя начинает собираться пазл, примерная картина преступления, и он определяет, кого нужно найти, допросить, какой предмет изъять и какую экспертизу назначить. Около 80 % рабочего времени мы проводим в кабинете, оставшиеся 20 % процентов занимают выездные следственные действия и суточные дежурства. Это не работа по шаблону. Преступник может не давать признательные показания, доказательств может не хватать, результаты экспертизы могут огорчить — тогда перестраивать ход дела нужно мгновенно, искать что-то новое. Каждое следственное действие уникально по-своему, чем эта профессия и интересна.

«Следователь — это не та работа, где в 18 часов идёшь домой и забываешь о своих обязанностях до утра. Это образ мышления, этим нужно жить. Очень важны коммуникативные и логические навыки, знание психологии. Вообще работа довольна творческая. Например, составляя обвинительное заключение, я читаю его сам себе вслух: хорошо ли звучит, достаточно ли понятно. Ближе к пожилому возрасту хочу написать книгу, сценарий или снять фильм. Подвести итог своей профессиональной деятельности»

— Есть то, что вам нравится в работе больше всего?

— В работе встречаются люди из разных социальных слоёв и сфер жизни, ведь преступления совершаются не только маргинальными личностями, но и «белыми воротничками». К каждому уголовному делу нужен индивидуальный подход. В ходе того же допроса ситуация и обстановка могут меняться по несколько раз. Нужно чувствовать интонации, реакции, поведение людей. Лично я стал замечать, что чем больше работаю, тем острее моё шестое чувство — понимаю, где человек недоговаривает что-то или лукавит. Сама процедура сбора доказательств интересна. Можно по всей стране поездить ради одного документа или свидетеля. Когда у нас нет ни имён, ни дат рождений, иногда даже и описаний внешности, но нужно распутать клубок — тогда и на работе задерживаться не обидно.

— Вы упомянули суточное дежурство. Что это такое?

— На суточное дежурство заступают две следственно-оперативные группы, в которые входят следователь, сотрудник уголовного розыска, криминалист и при необходимости кинолог с собакой. График составляется заранее, в среднем у каждого следователя четыре таких дежурства в месяц. Когда из Дежурной части поступает сообщение о каком-либо преступлении, группа сразу выезжает на место происшествия. Следователь руководит группой, контролируя деятельность других сотрудников, составляет протокол осмотра места преступления — что очень важно для сбора доказательств. Если правильно изъять и зафиксировать, например, следы крови, отпечатки пальцев или следы обуви, а также различные предметы, то в дальнейшем процесс работы упрощается и раскрыть преступление становится гораздо проще. В дальнейшем собранные «суточные» материалы передаются руководителю подразделения, который определяет следователя для дальнейшего производства, исходя из направления. Моё — экономические преступления.

— Что такое экономические преступления и какие из них распространены в нашем округе?

— В Уголовном кодексе им посвящена целая глава. Но если говорить простыми словами, это преступления, которые подрывают благосостояние общества и граждан, вредят экономической системе государства. К ним можно отнести незаконное образование юридических лиц; производство и продажу контрафактного алкоголя; изготовление, хранение и сбыт фальшивых денежных средств и другие. Экономическое преступление нельзя совершить спонтанно, как правило, к нему нужно готовиться заранее.

Моё последнее дело — пресечение изготовления контрафактного алкоголя в Богородском. Человек не просто приобрёл нелегальный алкоголь и перепродавал его, а сделал всё буквально с нуля: закупил этиловый спирт, техническое оборудование, изучил химические формулы. Там были тысячи единиц готовой продукции, которая реализовывалась в местных продуктовых ларьках по относительно невысокой цене.

Ещё помню случай, как молодой парень лет двадцати лишился работы и на все свои оставшиеся сбережения — около десяти тысяч рублей — купил 50 тысяч рублей фальшивыми купюрами через сеть Darknet, съездив за закладкой в другой город. На эти «деньги» жил несколько месяцев, расплачиваясь ими в сетевых магазинах и ларьках. Так и потратил почти всё на еду. Его, конечно, задержали и осудили.

— Есть ли у вас какая-то личная миссия или сверхцель, кроме как поймать и наказать преступника?

— Некоторое время назад на суточном дежурстве мы задержали гражданина, которому вменялся незаконный оборот наркотических средств. Ранее у него умерла жена, он воспитывал сына один. Работал на трёх работах, на одну из них ездил по ночам. Чтобы не засыпать, решил попробовать амфетамин. Его задержали по 228-й статье УК РФ (незаконный оборот наркотических средств. — Ред.).

В итоге с учётом смягчающих обстоятельств приговором суда был назначен условный срок. Хорошо, если от случившегося он испытает отвращение и больше не оступится. Если поймёт, что может сломать три судьбы: свою, поскольку отправится отбывать наказание; малолетнего сына, который, скорее всего, отправится в детский дом, и пожилого отца, который попросту может не пережить такие события. Стоят ли того эти несколько минут эйфории?

Поэтому хотелось бы, чтобы люди (задержанные. — Ред.), однажды побывав на скамье подсудимых, больше не возвращались в наши стены. Допустить ошибку может каждый, но сделать выводы и осознать, к сожалению, — нет. Однако, если человек всё же выберет в дальнейшем ответственный гражданский и законопослушный путь, значит, всё было не зря.

УМВД России по Сергиево-Посадскому округу приглашает на работу. Имеющиеся вакансии: — Отдельный батальон патрульно-постовой службы — Отдел участковых уполномоченных полиции — Отдел уголовного розыска — Следственное управление. Стабильная заработная плата, социальные гарантии. Обращаться: Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 212/2, каб. 214 и 219. Телефон для справок 8(496)-540-51-36.     

Беседовала Светлана ГИРЛИНА