Многим из нас от родителей достались старенькие плёночные фотоаппараты — некогда предметы роскоши, а теперь пережитки прошлого. На них было запечатлено наше детство, от свечей на именинных тортах до разбитых на детских площадках коленок. Ностальгия? Безусловно. Но последние несколько лет интерес к этому виду фотоискусства явно вырос: и профессиональные фотографы, и любители скупают винтажные камеры, запасаются плёнкой и возвращают моду на «немгновенное» фото. Об очаровании плёночных снимков рассказывает фотограф Анастасия Журавлёва.

Первые гонорары и первая критика

Настя Журавлёва на протяжении жизни во многом следовала примеру отца. Например, по его стопам пошла учиться на экономиста, но после окончания университета поняла, что работа в офисе ей не по душе, и по специальности не проработала ни дня. Страсть к фотографии она тоже переняла у него. И у деда.

«Дед снимал на плёночный «Зенит». Показывал мне, как работает фотоаппарат, как в него заряжается плёнка, — вспоминает Настя. — Отец тоже всегда увлекался фотографией, обожал снимать пейзажи. У нас дома сохранилось много фотоархивов. Я с детства была в этой атмосфере». Фотографировать она начала ещё в школе, в 14 лет втихаря таскала отцовский цифровой Nikon D40.

У одноклассников как раз появилась потребность менять аватарки в ВК, и за съёмку они готовы были давать рублей по 200-300. Так Настя стала зарабатывать свои первые гонорары. За плёночный фотоаппарат она взялась позже, году в 2016-м, плёнка уже тогда плотно входила в моду.

«Вместе со сверстниками я ездила в лагеря молодёжного актива, — рассказывает девушка. — Идейным двигателем сергиевопосадской молодёжи в то время был Денис Борисович Калмыков. Он помогал нам развиваться, проводил мероприятия, конкурсы, выставки, в которых я принимала участие. Помню, как Денис Борисович вконец раскритиковал мои фотографии. Я очень злилась и думала: «Ну как же так! Это же мой котик, такой красивый, и что ему не нравится?» Сейчас понимаю, что его критика стала для меня одним из переломных моментов в жизни. После того разговора я начала пробовать снимать по-другому». (От редакции: Денис Калмыков снимал на плёнку сам и как выпускник киновидеоколледжа разбирался в фотографии.)

Мода на естественность

«Цифровая фотография — это мой хлеб, ею я зарабатываю, — объясняет Настя. — Плёнка— моя отдушина. Если у меня классное настроение, я беру плёночный фотоаппарат и иду гулять по городу».

В последнее время заказы на плёночную фотосессию Насте поступают едва ли не чаще, чем на цифровую. Очарование этих снимков в первую очередь в эффекте неожиданности — и для модели, и для фотографа

«Никогда не знаешь, что получится в итоге. Снимая на цифровой фотоаппарат, я сразу вижу картинку, примерно понимаю, какой наложу пресет, как кадрирую снимок. А сканы с плёнки жду с детским восторгом, как подарки в новогоднюю ночь. Что получится на этот раз? Может, какой-то кадр окажется недоэкспонирован или выйдет сильный пересвет? Когда снимаю на цифру, делаю портрет в 5-6 дублей, чтобы быть уверенной, что фокус точно на глазах. Один из этих пяти снимков точно будет классным. С плёнкой по-другому, тут ценишь каждый кадр, ищешь необычные ракурсы. И даже расфокус всегда выглядит очень эффектно».

Цвет — отдельный повод восторгаться плёночными фотографиями. Объёмный, словно живой, он практически не требует цветокоррекции. Условия могут быть те же, что и при съёмке на цифру, но результат совсем другой. Настоящая магия.

«Я почти не корректирую плёночные фотографии, — говорит девушка. — Изредка делаю лёгкую постобработку в фотошопе. Не люблю фарфоровую ретушь, делаю выбор в пользу естественности. На пропорции самого тела никак не влияю. Раньше запросы на это приходили очень часто. Люди хотели быть уже, худее. Самый странный запрос — девушка попросила сделать её волосы на фотографии менее объёмными, чем в жизни. Сейчас естественность наконец-то в моде, и это крутая тенденция».

Было бы желание

Настя на «ты» с фотоаппаратом уже 15 лет. За её плечами много интересных проектов. Она снимала лукбуки для BlackStar, проводила съёмки для Vans, в качестве фотографа ездила в детский творческий лагерь «Камчатка». Но бренды — не главное. С большим теплом она вспоминает и о том, как снимала свадьбы или одиннадцатиклассников для выпускного альбома.

«Один из моих любимых плёночных проектов — мой дед из Пензы, Василий Иванович. В прошлом году ему исполнилось девяносто. Я обожаю его снимать. Он железнодорожник, каждый год на пару месяцев приезжает в деревню под Питером, где я очень люблю отдыхать. Собирает там грибы и клюкву, топит настоящую русскую печь, старается быть ближе к природе. Он меня очень вдохновляет».

Когда Настя рассказывает новым знакомым, что она снимает на плёнку, собеседники, как правило, приходят в восторг. Просят рассказать о специфике плёночной съёмки, о процессе проявки кадров. Признаются, что и сами давно хотели попробовать, но что-то им мешает.

«Я вот что думаю: если есть желание, нужно действовать, — советует Настя. — Делать, делать и ещё раз делать. Просто брать с собой камеру и снимать. Друзей, родственников, домашних питомцев, себя. Для этого не обязательно иметь крутую технику. Я снимала на «Зенит», потом на «Смену». Сейчас небольших денег стоят старенькие камеры Olympus. Мне вообще кажется, что если на фотоаппарат денег нет, то можно снимать даже просто на телефон. Техника в этом смысле шагнула далеко. Главное — действовать. Тогда всё обязательно получится».

Елена БАДАЛЯН

Фото предоставлено Анастасией ЖУРАВЛЁВОЙ