Межсезонье — время разгула кишечных инфекций, самой «популярной» из которых по-прежнему остаётся ротавирус. Это заболевание не смог вытеснить даже COVID-19, он по-прежнему уверенно удерживает свои позиции. Принято считать, что такие инфекции довольно безобидны, но так ли это на самом деле? Обо всём подробно газете «Вперёд» рассказал врач-инфекционист Олег Одинцов.

Иммунная лотерея

В детской инфекционке, которая продолжает действовать в рамках ковидного стационара, развёрнуто почти три десятка коек. В пики волн отделение работало на пределе возможностей. Дети попадали сюда в основном с коронавирусом и сопутствующими заболеваниями: COVID-19 вполне уживается, в том числе с инфекциями, зачастую кишечными. Перечень их велик: аденовирус, энтеровирус, норовирус, ротавирус. Последний, кстати, не смогла вытеснить даже «корона». «Ротавирусную инфекцию в сочетании с COVID-19, мы по-прежнему видим часто. К нам попадают пациенты с высокой температурой, резями в животе, жидким стулом. Дети переносят это заболевание в целом хуже, чем взрослые. Но и у взрослых протекание болезни во многом зависит от работы иммунитета, бывает оно и очень тяжёлым. Это иммунная лотерея», — говорит Олег Одинцов.

Иммунная лотерея, как выражается врач, это когда один пациент чихнул, а другой лежит в беспамятстве с высокой температурой. Этим и опасен ротавирус — никогда не знаешь, какой «сюрприз» он принесёт, но он всегда неприятный. А ещё всё это грозит серьёзным обезвоживанием, которое может довести взрослого пациента до реанимации, а ребёнка и вовсе отправить на тот свет. Если не повезло и заболели тяжело, то лечиться нужно под присмотром врачей. В общем, всё очень серьёзно.

Кишечные инфекции часто сложно отличимы друг от друга. Свойственная им диарея, например, может быть признаком десятков разных инфекционных заболеваний. Сейчас лечатся они быстро и эффективно, но ещё несколько десятилетий назад были опасными противниками врачей: люди болели очень тяжело. Та же дизентерия или сальмонеллёз уносили жизни и взрослых, и детей.

Паразит не спит

Ещё одна частая болезнь «грязных рук» — лямблиоз. Весна — очень грязное время, когда из-под сугробов вытаивает всё, что оставили после себя собаки, например, и другие животные, которых мы можем встретить на улицах округа. Они и являются потенциальными переносчиками лямблиоза. Сами лямблии — это простейшие класса жгутиковых, микроскопические кишечные паразиты. Размножаются цистами, которые могут находиться и в воде (привет любителям родников). Но вот человеческому организму они могут нанести вред нешуточный. Распознать лямблиоз поможет только специальный анализ.

Болезнь можно также спутать с кишечной инфекцией — присутствуют тошнота и рвота, острые боли в животе и в области печени. У детей может замедлиться набор веса, присутствуют слабость, повышенная утомляемость. Самолечение здесь также недопустимо. «Стратегию» должен определить врач, руководствуясь исключительно результатами анализов и обследования пациента.

Опасные «близнецы» Новая версия COVID-19 также успешно маскируется под кишечную инфекцию. В инфекционное отделение при Районной больнице часто поступают пациенты с острой болью в животе и различными, свойственными тому же ротавирусу, симптомами.

«До 60 % случаев протекают с расстройствами ЖКТ, особенно у детей. Особенность ковида заключается в том, что он способен бить по многим органам и системам, может закрепляться в кишечнике. Омикрон иногда сложно отличить от кишечной инфекции», — говорит Олег Одинцов.

Напомним, что учёный мир нередко приписывает этому штамму приставку «стелс», что означает «маскирующийся». Вирус научился обходить ПЦР-тесты, пробивает иммунную защиту пациентов с антителами, а последствия он может оставлять не менее серьёзные, чем предшественник «дельта». Например, колит — вещь неприятная и требующая неотложного обследования.

«В ходе болезни требуется щадящая диета. Пациент должен отказаться от молочной продукции, исключить жирное и острое, минимизировать соль и специи. Диету нужно соблюдать в течение недели после выписки. Как и коронавирус, любая кишечная инфекция крайне заразна. Поэтому здесь также нужно соблюдать самоизоляцию», — рекомендует Олег Одинцов.

Сын омикрона

Только мы, казалось бы, привыкли к омикрону, как учёные вновь анонсируют новый штамм. Ему уже дали название — «дельтакрон», так как он является производной сразу двух ранее циркулирующих штаммов. И этот подвид, как сообщает ряд именитых медицинских изданий, уже замечен во Франции, Дании, Нидерландах, США и Англии. «Однако пока выявлено слишком мало случаев заражения новым штаммом, чтобы делать какие-либо выводы о его заразности и смертоносности.

Трудно также определить, насколько хорошо существующие вакцины от коронавируса способны защищать от дельтакрона, передаёт портал «Наука». Предварительно известно, что дельтакрону свойственны тяжелое течение болезни и быстрое распространение. Признаками являются: кашель, сильнейший насморк, ломота в теле, высокая температура и астения, которая может сохраняться на протяжении длительного времени после перенесённого заболевания. Это, повторимся, предварительная информация. К новому, очень нежеланному «гостю», учёные намерены внимательно присмотреться.

Евгения НИКОЛАЕВА