На третьем этаже Дома художника в центре Сергиева Посада расположился музей игрушек Александра Грекова. Здесь более восьми тысяч экспонатов, и у каждого своя история, о которой хранитель музея Тамара Атюшева может очень долго и интересно рассказывать. Сегодня мы здесь на экскурсии, но непростой: нам показали те игрушки, которым ещё только предстоит «выйти в свет» из комнат музейного хранилища.

Коллекция пополняется

«Мы с супругом Александром Умаровичем Грековым, чьим именем назван музей, всю жизнь работали с игрушками в музеях нашего города. Сами тоже потихоньку начали коллекционировать. Это наш очень давний интерес, ещё с 80-х годов. Из каждой поездки привозили чтото необычное: то фигурки, то куклы. Многое дарили. Дома всегда был рай для детей — а я обязательно разрешала им играть в эти игрушки, хотя супруг иногда и был недоволен. Дети же», — рассказывает Тамара Никитична, встречая нас в музее.

Собственным делом они занялись в 2015 году, когда ушли с работы в свободное плавание. Сначала организовывали выездные проекты, а через четыре года, когда коллекция стала такой большой, что ей перестало хватать места дома, открыли собственное пространство.

Сейчас здесь работает три зала, в каждом проходит тематическая выставка. Зимой, например, показывали новогодние игрушки и экспозицию о животных. В планах на этот год — осветить темы русской народной игрушки и традиционного чаепития.

«Коллекция огромная, но всё равно продолжаю её пополнять. Какие-то игрушки покупаю сама на барахолках. Через интернет связываюсь с соотечественницами, которые живут за рубежом и покупают интересные вещи на блошиных рынках. Это уже образ жизни», — рассказывает Тамара Атюшева.

8 тысяч экспонатов находится в коллекции Музея игрушек Александра Грекова

Тайны хранилища

Тамара Никитична увлекает нас в святую святых — хранилище экспонатов. Здесь несколько комнат с витринами, столами, шкафами. Куда ни посмотри — повсюду самые разнообразные игрушки. Подходим к неприметному стеллажу, открываем дверцу. Это место для барышень-кукол. «Что такое сувенирная кукла? Это кукла в костюме, которую приобретали на память те, кто приезжал в какой-то город по делам или в гости. У каждой игрушки своя специфика, в зависимости от времени изготовления. Даже материал использовали разный. Фарфор он тяжелый, хрупкий. Дети могли разбить, а родители за голову хватались — была дорогая игрушка и нету. А зачем ругаться? Им же интересно. Так придумали материал целлулоид. Посмотрите, какая лёгкая кукла. Этот материал изобрели в конце XIX века, но уже в 1960-х годах запретили в Европе, потому что он легко воспламенялся и при горении выделял угарный газ. Так мы понимаем, что игрушка была создана примерно в этот период времени», — проводит экскурсию по коллекции Тамара Никитична.

Одежда — ещё одна возможность идентификации возраста игрушки. Мода, материалы, детали… У каждого десятилетия свои нюансы. Хранитель показывает следующую куколку идаже даёт её подержать: «Посмотрите, это Франция. 60-е годы. Вот сабо, вот платье, даже колготки с модными швами сзади. Какие же они все разные, но такие замечательные!»

Особенно нравится Тамаре Никитичне кукольная мебель и некоторые вещички, отражающие дух эпохи. Испанская музыкальная шкатулка для украшений, маленький детский веер для девчачьей игры… На каждой полочке в хранилище есть чтото любопытное. Только успеваем рассматривать.

«В Стамбуле есть частный музей на основе коллекции, собранной местным писателем. Это особняк, где задействованы все помещения. На стенах висят маленькие стеклянные ящички, а там — целый мир. Например, стоит маленький почтальон, а вокруг марки и разные принадлежности. Можно часами рассказывать. Я тоже хочу что-то такое сделать, уже и витрины начала закупать».

Нужен лифт и арт-квартал

«Ещё до пандемии мы проводили до двенадцати выездных выставок в год, только представьте! Я находила интересную тему, подбирала экспонаты, составляла сопроводительные тексты. А супруг больше занимался маркетингом и продвижением. Когда в июле прошлого года Александра Умаровича не стало, мне было очень непросто перестроиться и начать всем этим заниматься одной», — делится Тамара Никитична.

Сейчас, несмотря на довольно выгодное местоположение Дома художника, — в центре города — посещаемость музея, к сожалению, невысокая. Во-первых, не хватает рекламы, да и на фасаде нет вывески. Во-вторых, сам музей игрушек Александра Грекова находится на третьем этаже. Даже те, кто ежедневно проходят «транзитом» через первый этаж здания, сокращая путь от улицы Шлякова до Пожарного переулка, не поднимаются наверх и редко заглядывают в залы. Что уж говорить о тех, кто в принципе не знает о том, что здесь есть такой музей?

Идеи, как это сделать, уже есть. Одна из них — пристроить к зданию боковой наружный лифт. Для такого дела, конечно, нужны спонсоры, и их ищут. Второй проект, который может привлечь к Дому художника посетителей, — создание арт-сквера со стороны Пожарного переулка.

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана Володина

Ольга ПОРШИНА, директор МКУ «Единый центр поддержки предпринимательства»:

— Музей игрушек Александра Грекова входит в реестр социальных предпринимателей нашего округа и может обратиться к государству за финансовой поддержкой и получить субсидии и гранты, в том числе, на аренду помещения. Мы познакомились с хранителем музея Тамарой Атюшевой, посмотрели коллекцию и обсудили ряд вопросов по продвижению и популяризации музея. В округе есть несколько женских сообществ, которые могут быть заинтересованы в совместных коллаборациях и проектах. Обязательно познакомим предпринимателей между собой. Кроме того, Татьяна Атюшева готова предоставлять залы музея под аренду для проведения мастер-классов и культурных мероприятий с местными мастерами. Будем иметь в виду эту информацию. Узнать подробнее о вступлении в реестр можно по телефону: +7 (496) 551- 09-10 или в офисе «Мой бизнес» по адресу: ул. Вознесенская, дом 55, 5 этаж.

Больше фото в галерее >>