У меня на ладони — маленькая позолоченная фарфоровая брошка родом из Хотькова. Это не просто стильный аксессуар, а симбиоз творчества и новейших технологий 3D-моделирования. Сегодня мы приехали в гости к её создателю Василию Булыгину, которому удалось совместить в изящном изделии инновации, художественный замысел и даже некую миссию по бизнес-обучению студентов. Этот мастер — первый, о ком мы решили написать в цикле материалов про крафтовую продукцию, производимую в нашем округе.

Пёрышки и «Крик»

Василий и его супруга Юлия — выпускники Абрамцевского художественно-промышленного колледжа, и вся их работа и жизнь так или иначе связаны с творчеством. Сейчас Василий трудится на ювелирном производстве, где создаёт 3D-модели, и три года назад эксперимента ради решил перенести опыт на керамические образцы. Попробовал — получилось.

Создание фарфоровой броши, рассказывает Василий, на 90 % инженерная история: сначала он отрисовывает цифровой эскиз в специальной программе, затем выводит на фрезеровку. Мастер-модель, кстати, печатается на 3D-принтере, который ювелир приобрёл на одной из выставок по керамике в Сочи у стартапера.

Все формы будущего украшения Василий придумывает сам. Сейчас в ассортименте есть как романические птички, бабочки, цветочки и пёрышки, так и креативные анатомические сердца, Дарт Вейдер, «Крик» (знаменитая картина Эдварда Мунка. — Ред.), торсы, лица, черепа и многое другое. Бывали случаи, когда идеи приходили от покупателей: так появилась брошь кошки породы Девон-рекс.

Броши получаются небольшие, но хорошо детализированные. Цена невысокая, от трёхсот до полутора тысяч рублей.

Керамика как профессия

Мастерская Василия, к слов у, находится по соседству с АХПК им. В. Васнецова, и студентам здесь рады не только в качестве гостей. Некоторые из них помогают в создании брошей, отминая массу для будущего изделия по форме и расписывая золотом. Булыгины видят в таком сотрудничестве не только практическую цель — обеспечить занятость будущих выпускников и делегировать часть работы, но и художественную миссию: рассказать, что сегодня керамика — это не только хобби, а возможность успешно работать по полученной специальности.

По словам керамистов, ещё пятнадцать лет назад молодой мастер, только что окончивший колледж, мог лишь мечтать, чтобы у него была собственная мастерская, — было сложно. Чаще всего выпускник либо шёл в подмастерья, либо вообще не рассматривал керамику как основную работу. Сейчас же всё изменилось во многом благодаря повышению доступности отрасли: ушла монополия на эмаль и другие материалы, стало проще купить печь. Арендуй помещение, занимайся любимым делом и зарабатывай.

«Мы брали студентов на фестиваль, и мне кажется, самое большое открытие для них было, что можно создавать своими руками продукт и обменивать его на деньги. В колледже учат экономике в теории, а здесь уже реальная практика. У ребят меняется мышление, понимают: можно и творчеством заниматься, и работать в этой сфере», — рассуждает Юлия

Мастера нашего округа такой подход поддерживают и транслируют. Каждый находит свой формат: одни делают посуду, другие — предметы интерьера, третьи — украшения. У самих Булыгиных есть несколько точек продаж на улице Карла Маркса, в Абрамцеве, Суздале, Москве. Хорошо получается развиваться и в интернет-торговле: броши покупают через Instagram и на Wildberries.

Путешествия на фарфоровые заводы

Помимо основной работы, брошечных дел и организации всевозможных мероприятий у Булыгиных есть ещё одно творческое хобби. Вместе с друзьями-керамистами они путешествуют по фарфоровым заводам страны. Пока посетили восемь производств: часть из них — действующие, но есть и те, которые по каким-либо причинам сейчас не функционируют. Один из таких заводов находится в посёлке Песочное под Рыбинском. Правда, сейчас от былого величия остались только кирпичные стены и так называемый «фарфоровый» пляж. «Пляж просто усыпан осколками: ручки, донышки. Такое ощущение, что кто-то взял все изделия и просто выбросил их на берег Волги», — комментирует Юлия, показывая фотографии и видео с личной страницы в Instagram.

Следующие кадры из обанкротившегося, некогда знаменитейшего завода в Конакове, который обеспечивал работой тысячи местных жителей. Продолжаем смотреть хронику путешествий: «Такое ощущение, что люди встали и ушли домой, не зная, что завтра уже не вернутся на свои рабочие места. В шкафчиках — халаты и одежда, в цехах прямо под ногами тарелки, натуральные морские губки (используются для оправки керамических изделий перед обжигом. — Ред.)». Отдавая дань традициям, на базе художественной лаборатории завода действует компания «Конаковский фаянс», где можно узнать об истории старого предприятия и записаться на мастер-классы.

«Конечно, есть и довольно «бодрые» организмы, где всё оптимизировано. В Дулёве, например, огромный завод съехался в один большой цех: всё собрали компактно, установили маленькие польские печки и отлично работают. Гжель — тоже живая», — перечисляет Василий.

Как выяснилось во время путешествий, сегодня успех фарфорового дела зависит не только от многолетних культурных традиций, но и от хорошего маркетинга. «В Ростове-на-Дону делают современную посуду с белыми фарфоровыми зайцами. Стоит недёшево, росписи нет. Выглядит миленько и просто, при этом продукция пользуется спросом: здесь изначально была задача, чтобы всё красиво было оформлено в Instagram, они сотрудничают с блогерами», — говорит Юлия.

«Получается, будущее всё-таки за маленькими современными производствами?» — спрашиваю у керамистов. «Будущее нам и расскажет, — смеётся Василий. — Пока художники и мастера работают на заводах, это здорово. Немного грустно от понимания, что могло бы быть немного иначе».

Юлия развивает мысль супруга: «Есть, например, ИКЕА, с её утилитарными вещами, тарелками, чашками. А могло бы быть не ИКЕА, а Дулёво. Компания же продаёт занавески и постельное бельё, сделанные в Иванове, но почему-то не продаёт Дулёво. А почему бы и нет?» И в самом деле, почему? 

Как и в любом деле, в фарфоровом тоже есть свои нюансы и технологические особенности. После получения мастер-модели с неё снимают гипсовые формы, которые затем набивают пластичной фарфоровой массой. Затем — сушка, несколько обжигов и роспись 12-процентным раствором золота 

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА