Елене Сергеевой 50 лет, и последние 10 из них она посвятила работе в социальной сфере. Сейчас она трудится соцработником в «Комплексном центре социального обслуживания граждан».  Своих подопечных Елена Владимировна с нежностью называет «мои старики» и благодарит за каждый урок, который они ей преподносят.

— Елена Владимировна, расскажите: как вы пришли в эту сферу?

— Вообще я уроженка Латвии. В годы перестройки там начали сильно ущемлять русских. У моего мужа загорские корни, мы переехали к его матери и с тех пор живём в Бужанинове. Здесь я прижилась, со многими подружилась. И когда после того, как я вырастила детей, пришло время выходить на работу — я как-то плавно влилась в сферу соцобеспечения. Мне это далось легко, почва была подготовлена.

— А чем до этого занимались?

— Много чем. По образованию я техник-технолог, окончила техникум лёгкой промышленности. Работала и по профессии, и в больнице какое-то время, и в детских лагерях. Игрушки шила, чего только не делала. А ещё вырастила четырёх дочерей, тоже солидный такой профессиональный опыт.

— Сколько у вас подопечных? Как выстроена ваша работа?

— У меня 16 подопечных в возрасте от 67 до 84 лет. Все они из села Бужаниново. Работаю пять на два. Часть рабочего процесса занимает бумажная работа, и её много. Но основное время уходит на обеспечение нужд подопечных. Я посещаю своих стариков все пять дней, кого-то два раза в неделю, кого-то три. Покупаю продукты и лекарства, оплачиваю коммунальные платежи. Аптек в Бужанинове нет, приходится ездить в Сергиев Посад. Это вообще отдельная история — оформление и в полном смысле слова «добыча» льготных лекарств, особенно для хронических больных — диабетиков, почечников, сердечников. С этим сложно, потому что такие медикаменты сначала нужно выписать у врача, потом выяснить, в каких аптеках в городе можно их найти. Лекарств, как мне кажется, привозят недостаточно. За некоторыми приходится по-настоящему охотиться. Если не подгадал день и не успел купить, то подопечный остался без лекарства, оно придёт через неделю или две, или в конце месяца.

Я посещаю своих стариков все пять дней, кого-то два раза в неделю, когото три. Покупаю продукты и лекарства, оплачиваю коммунальные платежи. Аптек в Бужанинове нет, приходится ездить в Сергиев Посад

— На семью хватает времени при такой отдаче?

— Семья меня понимает. Девчонки уже выросли, помогают мне, чем могут. И муж тоже. Подвезёт всегда, поддержит в сложной ситуации. Мои подопечные знают мою семью. Бывает, приду к ним летом со своей младшей дочкой, и какая-нибудь обязательно бабушка подойдёт, обнимет её, назовёт внученькой, не пожалеет доброго слова.

— Ваши подопечные — люди в сложной жизненной ситуации. Мы часто слышим это словосочетание, но не всегда понимаем, что за ним стоит.

— Да, одинокие пожилые, нуждающиеся в постороннем уход  Остаться в таком возрасте одному, без родственников — это тяжело. Представьте себе такого человека. Некоторые большую часть дня смотрят в глазок, для них соседи — самые близкие люди на свете, даже если они едва знакомы. И вот у них жизнь. И когда ты приходишь, такой человек вцепляется в тебя, как в родного. «Что бы я без тебя делал? Как хорошо, что ты пришёл! Теперь жить хочется». Одинокие люди — это особенная категория людей. Мы много общаемся, и не только о проблемах. Со мной делятся переживаниями, открывают свою душу. Часто мы из собеседников становимся настоящими друзьями. Общение занимает важную часть работы, порой кажется, что едва ли не ключевую.

Одинокие — особенная категория людей. Мы много общаемся, и не только о проблемах. Со мной делятся переживаниями, открывают свою душу. Часто мы из собеседников становимся настоящими друзьям

— Какие они, эти люди?

— Потрясающе интересное поколение. У них есть, чему поучиться. Каждый из них — личность, в каждом человеке свой мир. Конечно, бывают и сложные люди. Но со всеми в конечном итоге удаётся найти общий язык. И мне есть, чему поучиться у моих стариков.

Есть одна женщина, Валентина Георгиевна Мостюкова. Она говорит: «Знаешь, Леночка, у меня нет плохих соседей. У меня все соседи хорошие, у меня со всеми хорошие отношения». Такой мягкий, общительный, добродушный человек. Она с открытой душой к людям, и они к ней с открытой душой. То и дело смотрю на неё и думаю: «Ты для меня урок. Урок в жизни о том, как быть женщиной».

Или покойный Пётр Михайлович Червоненко, потрясающий человек. Участвовал в Великой Отечественной войне, почётный гражданин Сергиева Посада. Организовал в Краснозаводске школу рабочей молодёжи, возглавил и поднимал бужаниновскую среднюю школу. Общаться с ним было очень интересно. Глубокий человек, с большим опытом. Борец по жизни. В тот день, когда его не стало, я вошла в дом и услышала по радио песню «Я люблю тебя, жизнь». Застыла, вслушалась и подумала, что это ведь песня про него. И тут мне позвонили, сказали, что он умер. Я, конечно, очень плакала.

— Вам приходится сталкиваться с болезнью, старостью, со смертью. Далеко не всем удаётся справиться, многие вскоре уходят из профессии. Насколько тяжело это переживается?

— Да, действительно уходят, особенно молодые. Бывают такие ситуации, когда ты с человеком до конца, и тебе нужно даже глаза ему закрыть. Или дождаться, пока скорая приедет. Или даже переодеть его перед смертью. Конечно, всё это тяжело. И не хочется нести это в дом. У меня бывали такие дни, когда я приходила домой в три часа ночи. Дожидалась скорую и шла гулять, чтобы хоть немного развеять тоску. И знаете, те люди, которые входят в мою жизнь, в ней остаются. Бывают такие дни, когда вспоминаются все, кто прошёл через мои руки. Их имена, лица. Ничего не проходит бесследно.

— Что поддерживает вас в особенно трудные минуты?

— Молитва. Я верующий человек. Бывает, вечером обхожу посёлок и молюсь за каждого человека. Чтобы он помог, дал здоровья, сил. И ведь помогает.

— Вы полностью отдаётесь этой работе, а что получаете взамен?

— Благодарность заряжает. У них отдача тепла, добра — невероятная. Ты входишь в дом, человека наполняет энергия, и он говорит с порога: «Леночка, проходи. Ну как ты там? Ставь сумки, будем чай пить». Они наши учителя. Кто ещё скажет нам: «Перетерпи, подожди, острого слова не скажи, будь мягче». Смотрю иногда на своих стариков и даже представить не могу, что бы я без них делала.

Елена БАДАЛЯН

Фото автора