Слово «сретение» имеет славянские корни и означает «встреча». Евангелист Лука в своём писании говорит нам, что это была встреча праведного Симеона. Ему было обещано, что он не умрёт, «доколе не увидит Христа Господня». У каждого евангельского события, кроме внешнего, есть ещё свой сокровенный глубокий смысл. Так и у праздника Сретения есть великий смысл — это долгожданная встреча человечества со Христом.

Существует предание, что праведный Симеон жил очень долго, почти три века. В своё время он был в числе семидесяти толкователей-переводчиков Библии с еврейского на греческий язык. Когда он дошёл до пророчества Исаии «се, Дева во чреве приимет и родит сына», то усомнился по-человечески в этих словах. Хотел уже зачеркнуть слово «дева» и исправить его на «жена». Но был остановлен ангелом, и ему было предсказано, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. Прошли годы, десятилетия и столетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения. Но обещание ангела давало силу нести бремя жизни. И вот, Дух повелевает: иди, пора. И старец Симеон по-старчески спешит в храм и видит, и берёт на руки, и благословляет, и произносит сегодня всем известную молитву: «Ныне отпущаеши…».

Праведному Симеону дано было увидеть духовными очами в этом Младенце и «спасение всех народов», и грядущее «просвещение язычников», и «славу истинного Израиля». Он также увидел и будущее состояние мира, неожиданное падение одних и восстание других, и что Младенец будет в «предмет пререканий». А в конце он предрекает страдания Его Матери: «и Тебе Самой оружие пройдёт душу». И прибавляет: «да откроются помышления многих сердец». Отношение к Богородице является показателем, насколько человек стал христианином. Ибо принятое и содеянное Ею не укладывается ни в какие человеческие рамки. Через это и открываются «помышления многих сердец». Чем более ценишь искупительную жертву невинных страданий Христа, тем более чувствуешь силу оружия, пронзившего душу Девы Марии.

Евангелист Лука говорит нам и о ещё одной свидетельнице пришествия Христа. Это Анна пророчица. Вдова лет восьмидесяти четырёх, которая не отходила от храма, «постом и молитвою служа Богу день и ночь». И она «говорила о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме».

Мудрый книжник и простая молитвенница при храме. Абсолютно разные люди, но объединяет их одно – это вера в Бога и принятие Его слова с совершенным доверием. А также то, что после встречи с Богом они оба не могут молчать. Слова и поступки их исполнены радости о пришедшем в этот мир Христе.

Мы знаем также, что в Иерусалимском храме было всегда много народа, но только эти два человека узнают в принесённом младенце Бога…

И всё-таки, где чаще всего человек встречается с Богом? Храм зачастую является уже следствием этой встречи.

Чаще всего эта встреча совершается в самых порой неподходящих для этого местах и в самое неожиданное для нас время. Когда мы даже сказать не можем, мы ли находим Бога или же Он обретает нас.

Встреча с Ним происходит на перекрёстках нашей земной жизни, когда мы испытываем боль, когда мы всеми оставлены, когда нам больше не на кого надеяться, кроме одного Бога. Тогда отступает в сторону всё то, что обычно закрывает Его от нас, не даёт думать и помнить о Нём. И если мы не проклинаем свою горькую судьбину, если не ропщем на Господа, как разбойник, распятый по левую руку, а уподобляемся благоразумному разбойнику, то чувствуем, что Христос невидимо стоит рядом с нами. Всегда укрепляющий и утешающий нас.

Священник Дионисий СЕМЕНЦОВ