Когда человек теряет ориентиры, ему нужен друг. Когда теряет зрение — нужен поводырь. Тот, который подаст лапу и свою холку, на которую можно опереться. В жизни Натальи Мацневой из Хотькова такой друг и поводырь в одном лице появился 3,5 года назад. Сейчас представить свою жизнь без Фанты, чёрного неутомимого лабрадора, девушка уже не может.

Жизнь в серо-чёрном цвете

Вот уже 10 лет Наталья Мацнева работает в Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих для детей и молодых инвалидов. Но, честно говоря, мечтала она не об этом. Ей нравились цифры, работа с бумагами, хотелось стать экономистом или бухгалтером. Однако стремительно гаснущее зрение привело в педагогику — в одну из относительно доступных профессиональных сфер для инвалидов по зрению.

«У меня врождённое заболевание, которое проявляется после семи лет, — рассказывает Наталья. — Оно прогрессирующее. Первые 90 % зрения я потеряла лет в восемь, а оставшиеся 10 % расходуются на протяжении жизни. Сейчас у меня осталось около 2 %. То есть вижу я только некоторыми участками сетчатки, и градус обзора при этом совсем небольшой».

Что до чёткости зрения — день на день не приходится. Иногда фрагменты окружающего мира более-менее чёткие, иногда — словно накрыты целлофановым пакетом. Цветовое зрение не работает, поэтому нет никаких контрастов. В плохие дни всё вокруг Натальи сливается в серо-чёрную массу, в которой почти невозможно ориентироваться. В такие моменты трудно отделаться от чувства тревоги из-за того, что однажды зрение погаснет окончательно.

В один из таких плохих дней четыре с половиной года назад Наталья решила, что ей нужна собака-поводырь.

Вопрос доверия

С Фантой (по документам её зовут Золотой Родник Фантазия) Наталья познакомилась в Российской школе подготовки собак-поводырей в Балашихе. Вначале написала письмо, заполнила анкету, приложила пакет документов и принялась ждать. После этого домой к ней приезжал методист: пообщаться, посмотреть на образ жизни, предупредить о степени ответственности. В конце беседы она загадочно произнесла: «Я примерно понимаю, какая собака вам нужна». А спустя год после подачи заявки Наталью пригласили в Балашиху на передачу собаки.

Прежде чем Фанта уехала жить в Хотьково, Наталье пришлось две недели прожить в школе подготовки. Там она посещала два вида занятий — на первых учили обращаться с собакой, давать ей команды, на вторых тренировали навык ходьбы с поводырём. Она кормила животное, выгуливала его, привыкала к мысли, что теперь у неё будет собака. А Фанта привыкала к ней.

«Помню, как мне завязали глаза, и я в первый раз пошла с собакой, — с улыбкой рассказывает Наталья. — Я находилась в таком напряжении, что наутро у меня болели буквально все мышцы. Довериться было очень тяжело. Собака быстро ходит, и мне всё время казалось, что я вот-вот влечу в дерево или какое-нибудь другое препятствие. С открытыми глазами я худо-бедно контролирую ситуацию, но с закрытыми — совсем беда».

Сейчас скоростью Фанты Наталью уже не напугать. Наоборот, очень удобно. Можно расслабиться, перестать контролировать ситуацию и полностью довериться собаке. И точно знать, что она не подведёт.

Как бы вам ни хотелось почесать собаку-поводыря за ухом, когда она ведёт своего незрячего или слабовидящего хозяина, не делайте этого. Вы можете сбить с толку и животное, и человека, особенно если они только привыкают друг к другу

Домашний питомец или рабочая лошадка?

У Фанты есть два режима. Когда мы заходим к Наталье в квартиру, она встречает нас очень восторженно, как самая обыкновенная собака. Фанта эмоциональная, но совершенно неагрессивная и очень любит внимание. Тут же приносит откуда-то игрушку и начинает требовать, чтобы её гладили. Наталья совсем не против.

«Я сейчас не могу брать её с собой на работу, она много времени проводит одна, поэтому скучает по вниманию, — объясняет девушка. — А ещё ей не хватает контакта глаз. Стоит с кем-то его поймать, Фантюха впадает в неописуемый восторг».

  • В Сергиево-Посадском округе собака-поводырь есть у трёх инвалидов по зрению

Охранники из поводырей не получаются, они под это совсем не заточены. По словам сына Натальи Тимофея, любого грабителя Фанта залижет до смерти. А ещё, как любая уважающая себя собака, она очень любит поесть. Сколько бы ей ни насыпали корма, она всё сметёт. И ещё что-нибудь со стола попросит. Помидорку, огурец, морковь, ряженку. Главное, чтобы не белокочанная капуста, её Фанта терпеть не может.

«Собак советуют поощрять. Выполнила команду — держи лакомство. С Фантой так не работает, — смеётся Наталья. — Если у меня в руках что-то съедобное, она перестаёт слышать команды. То есть выполняет их все подряд, хаотично и вообще не понимает, что я от неё хочу: «Я сделаю всё, что умею, только дай скорее вкусняшку».

Совсем по-другому Фанта ведёт себя, когда она при деле. Как только Наталья берётся за шлейку с надписью «собака-поводырь», животное понимает, что оно на работе. «Фанта, Слобода. Вперёд!» — произносит хозяйка, когда они встают на контрольную точку у крайнего подъезда дома. Значит, сегодня маршрут лежит в сторону продуктового магазина. Фанта двигается уверенно, обходит сугробы, притормаживает у каждого препятствия, чтобы хозяйка не пропустила ступеньку или спуск. По команде «Апорт!» поможет, если Наталья обронила перчатку или ключи.

Сейчас поводырь может довести Наталью до двух магазинов, аптеки, остановки, вокзала, банка и дома родителей. И хотя неприятных инцидентов пока не случалось, психологический барьер мешает девушке прийти с собакой в поликлинику или сесть в 55-ю маршрутку. Слишком много историй по стране, когда людей с поводырями выставляют за дверь, и никакие аргументы не помогали восстановить справедливость. Разве что судебное разбирательство.

«Как хорошо, что ты у меня есть!»

Спокойной и интровертной Наталье неугомонная и требующая внимания Фанта кажется слишком эмоциональной. Раньше она думала, что ей нужна собака пофлегматичнее. Иногда Фанта забывается, отвлекается на других собак, даёт погладить себя незнакомцам на улице. Хозяйка и собака не очень совпадают по темпераменту, но привыкли к характерам друг друга. И с её появлением жизнь девушки стала насыщеннее и заметно проще. Теперь в ней больше прогулок и меньше страхов. «Иногда кажется, что я усложнила себе жизнь, когда завела Фанту, — признаётся Наталья. — Но в минуты, когда совсем тяжело и она ведёт меня, я думаю: «Как же хорошо, что ты у меня есть!»

Елена БАДАЛЯН