Иван Острый работает над эскизом «живых денег». Фото М. Пришвина

Дневники Михаила Михайловича Пришвина дают нам целую галерею «вечных» социально-психологических образов российского общества. Среди них есть и те, кого мы с лёгкой улыбкой называем «Дон Кихоты». Бродячие поэты, непризнанные преобразователи общества и, конечно, изобретатели. Например, живший в нашем городе Иван Иванович Острый, который в конце 1920-х годов предложил обществу идею «живых денег». Смысл новации был прост: на купюрах в просветительских целях можно было бы печатать самые разнообразные сведения — от биографии Карла Маркса до разборов произведений русских классиков.

По профессии Иван Иванович был топографом, при этом живой ум не давал ему покоя, проявляя себя в самых разных областях. Одно время он увлёкся электричеством, результатом чего стало изобретение оригинального прибора — стеклянного самовара, внутри которого размещается электрическая лампа. «Из такого самовара можно пить чай при его собственном освещении», — указывал автор. Сегодня, почти век спустя, стеклянные электрочайники с подсветкой — отнюдь не редкость. И сама идея-то неплоха.

Но более всего Ивана Острого прославила концепция «живых денег». Тексты на них предлагалось размещать, например, такие: 1 копейка — «Что должен знать красноармеец»; 2 копейки — «Что должен знать коммунист»; 3 копейки — «Что должен знать каждый рабочий»; 5 копеек — «Что должен знать крестьянин»; 10 копеек — «Кто есть Карл Маркс и что есть коммунизм». Перечень заканчивался рублёвыми мерами, например 10 рублей — «Краткая биография русских классиков с перечнем их произведений и кратким разбором героев».

Проект стал предметом бурного обсуждения. О нём с восхищением высказывался нарком просвещения А. В. Луначарский! Идею обсуждали в АИЗе — Ассоциации изобретателей (предшественницы Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов). Заключение АИЗ от 5 сентября 1928 года было следующим: «Необходимо также признать её большое значение (идеи «живых денег». – Ред.) для пропаганды и распространения основных знаний в деревне». Вместе с тем ассоциация отмечала: «Практически превращение мысли изобретателя в жизнь связано с крупными затратами и довольно трудно с технической стороны».

Такие деньги ходили в РСФСР в 1920-х. Места под «просвещение», как видим, немного

Окончательная резолюция была наложена Гознаком: «Технически невыполнимо». Ведь для реализации концепции «живых денег» предстояло или радикально увеличивать размер ассигнаций, или разбивать предложенные тексты на совсем небольшие фрагменты. Для чего, соответственно, необходимы были едва ли не десятки тысяч эскизов купюр. Это и сегодня было бы сложно, что уж говорить о России 1920-х, лишь недавно начавшей приходить в себя после Гражданской войны.

Напомним, что в то время в стране имели обращение советские дензнаки с изображениями красноармейца, крестьянина, сеятеля и рабочего. «Образы оказывали на малограмотных людей во сто крат большее воздействие, чем печатный текст: народ был малограмотным, — указывал в обзорной статье на эту тему наш современник, заслуженный изобретатель РСФСР Ю. М. Ермаков. — В 1928 году основную массу населения СССР, 74,9 %, составляли крестьяне-единоличники и кустари. Поэтому художники, работавшие по госзаказу, проявляли особую тщательность и требовательность в оформлении. (…) Задачу просвещения, которую возлагал на «живые деньги» Иван Острый, выполнили быстрее, эффективнее и дешевле государственные учреждения Наркомпроса: наробразы, ликбезы, культпросветы».

***

На плечах дискуссии в первом номере журнала «Изобретатель» за 1929 год был опубликован очерк «Изобретатель живых денег» авторства писателя Михаила Пришвина. «Я [Пришвин] сидел изумлённый в крошечной комнате, заваленной чертежами и инструментами. Белые крысы (их у Ивана Острого целый пансион) розовыми мордочками обнюхивали мои сапоги… Нищенская обстановка, а между тем человек выглядит совершенно счастливым. Что даёт ему счастье?»

Писатель Михаил Пришвин

Писатель предупреждал, что Иван Иванович не является каким-нибудь маньяком или сектантом: «Нет, украинец Острый обеими ногами твёрдо стоит на земле. По профессии он топограф и до революции работал землемером. От земли у него и любовь к животным. Вы видите, как на столе, за которым работает изобретатель, лежит и зевает во всю пасть белая кошка, а сзади справа от неё на краю чертежа «живых денег» приостановилась белая крыса. Другая сидит на шее хозяина и смотрит, куда указывает его циркуль. Иван Иванович Острый доволен. Всем комфортно, работа кипит. Вот, оказывается, при каких условиях и с какими помощниками протекает творческий процесс».

Дальнейшая судьба изобретателя нам, к сожалению, неизвестна — сколько лет он прожил? Где похоронен? При этом на Михаила Пришвина его образ, по-видимому, произвёл сильное впечатление. Об этом можно судить по черновым материалам задуманной писателем фотокнижки про приключения ожившего игрушечного Мишки. Её главный герой — изобретатель по фамилии Острый. Он изобрёл некую электрическую «пружинку сознания» и вставил её внутрь игрушечного медведя. Мишка ожил, удрал, а его создатель, подобно Папе Карло, пустился за ним в погоню.

Журнал «Изобретатель», 1929 год

Упоминания реального Ивана Острого неоднократно встречаются в дневниках писателя. Вот описание их встречи в Москве: «Он вытащил из папки план нового изобретения, это для праздника революции башня в 500 метров высоты из проволоки, каркас что-то в 21 /2 тонны поддерживается сверху большим воздушным шаром. Вся башня унизана электрическими лампочками и — тоже изобретение Острого — портретами вождей из никелиновой проволоки по асбесту. Проволока при накале краснеет и красными чертами по белому асбесту даёт лицо вождя. В Моссовете будто бы восхищались, но не оказалось материалов для воздушного шара: «пороху не хватило».

Реальных патентов, впрочем, у И. Острого было достаточно. В длинном списке мы находим геодезическую мерную линейку, ветряной электродвигатель, электрическую лампу накаливания для освещения и нагрева, прибор для закаливания листовой стали и даже один из видов армейской плащ-палатки.

Алекс РДУЛТОВСКИЙ