Как минимум дважды в неделю священники Сергиево-Посадского благочиния приходят к больным коронавирусом в Районную больницу, которая в прошлом году была перепрофилирована в ковид-госпиталь, один из крупнейших в области. Идут в общие палаты, где пациенты в состоянии поддерживать разговор, следуют в реанимацию, готовые к самому грустному варианту из возможных — увидеть кого-то из этих людей последний раз. Что бы ни случилось, священники готовы совершить духовное окормление: причастить, пособоровать, прочитать молитву или просто поддержать добрым словом.

Таинство Причастия и Елеосвящения в условиях так называемых «красных» — самых опасных — инфекционных больничных зон внешне сильно отличается от того, что проходит в церкви, в то же время по сути своей оно остаётся прежним: принятие Тела и Крови Христовых и помазание елеем больного в надежде на его исцеление.

Священники благочиния и до пандемии посещали больных в Сергиевом Посаде и окрестностях, но визиты к больным коронавирусом стали регулярными в декабре прошлого года, когда в реанимации РБ оказался сергиевопосадский священник. Один из братии отправился его навещать.

«Было страшно, я сильно сомневался, надо ли идти, — говорит тот, кто пошёл первым. — Этот страх сохранился до сих пор, мы же живые люди. Но когда я увидел глаза этих больных в палате, то уже не представлял, как смогу их оставить».

Священники, которые приходят в инфекционные палаты, просили нас не называть их имен. Не все их близкие знают об этом послушании, да и некоторые прихожане, прознав, просто испугаются в следующий раз подойти к батюшке.

Хотя бояться, в общем-то, нечего. Эти священники переболели и привились, прошли инструктаж и знают, как совершать таинства в условиях, когда опасность буквально в шаге.

В разгар пандемии комиссия по больничному служению при Епархиальном совете Москвы издала документ, в котором всё расписано по пунктам. Там есть указания, как священнику надевать костюм, маску и перчатки, что с собой брать, как причащать и соборовать. До мельчайших подробностей: например, приготовленные дары — святые Тело и Кровь, елей, святая вода — приносятся в отдельных контейнерах, которые потом утилизируются.

Требования, которые священники получают со стороны своего же священноначалия, порой оказываются строже, чем у врачей.

Принимая таинство, верующий в этот момент должен находиться в сознании, но в реанимации много людей, которые не способны даже подать знак.

В этих случаях священники полагаются на слова родственников: если пациент до болезни жил церковной жизнью, ходил в храм, то считается, что препятствий для таинства нет. Человека причащают и соборуют в этом случае даже без сознания.

Иногда близкие больного сами просят священника навестить их родственника, в других случаях служители обходят палаты, где встречают самых разных людей. Болезнь не выбирает, кто окажется в больничной палате.

Есть в палатах нашего ковид-центра такие, кто не верят в существование болезни, даже имея результаты ПЦР-теста на руках, на соседних койках лежат антипрививочники, и с ними священники тоже пытаются найти понимание. Если человек отказывается от разговора, никто, разумеется, не будет настаивать.

Среди больных лечатся и неверующие, и представители других конфессий. «Независимо от того, кто этот человек — атеист, мусульманин или иудей, я желаю здоровья и скорейшего выздоровления. Любого человека можно поддержать добрым словом», — говорит наш собеседник.

Но что для них по-настоящему болезненно, это когда в ответ на обращение к крещёному православному человеку пособороваться или причаститься человек знаком показывает — «нет». «Жизнь христианина непредставима без участия в таинствах, а здесь человек находится уже на пороге кончины своей земной жизни, и отказывается. Как будто Христос и его Слово, с которыми он соединился в таинстве крещения, прошли мимо него».

Тяжело, продолжают священники, узнавать, что того человека, которого они накануне соборовали или причащали, уже нет в живых: «Но, опять же, этот человек ушел с Богом, получил его Дары. Это кончина, о которой мечтают праведники».

Случалось, что больные в реанимации РБ принимали крещение, в том числе и пожилые люди, прожившие долгую жизнь атеистами. Иногда спустя какое-то время на пороге храма появляется человек, и священник узнаёт его не сразу — он видел его лишь в маске, подключенной к аппарату искусственного дыхания. Это бывшие пациенты ковидного отделения Районной больницы.

Церковь, как н всё общество, не просто и не в один день принимала новые правила гигиены, с которыми мы все теперь вынуждены жить. Сегодня на службах во многих храмах нашего благочиния лжицу — ложечку для совершения причастия — каждый раз протирают спиртом. Используют салфетки и одноразовые стаканчики. Мы живём с коронавирусом два года, и, как видится нашим собеседникам, серьёзного духовного осмысления случившегося пока ещё так и не произошло: «Коронавирус как болезнь была попущена Богом. Для чего — большой вопрос. Скорее всего, для вразумления. Значит, что-то не так в духовном плане. Так Господь отрезвляет нас, и мы должны что-то поменять в себе. А что мы можем? Только быть ближе к Богу. Проблема нашего времени в том, что очень многие являются христианами, к сожалению, только формально».

Владимир КРЮЧЕВ

Фото Кристины МАКАРЕВИЧ

Телефон для вызова священника в «красную зону» — 8 903 660 30 40.