Православная традиция, предписывающая женщинам покрывать голову, восходит к апостолу Павлу, который ясно пишет об этом в Первом послании к Коринфянам: «…всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову (1 Кор 11:5)». Речь здесь именно о сохранении приличий, благочестии во время богослужения и профилактике распущенности.

Выбор адресата не случаен. Коринф был не только богатым и процветающим городом, но и славился царившими в нём вольными нравами. Задолго до апостольской проповеди здесь находился известный храм в честь греческой богини любви Афродиты и была распространена так называемая «священная проституция». И хотя ко времени апостола Павла Коринф был уже не тем, что раньше, — он сильно пострадал в 146 году, во время римского завоевания — в нём вновь процветали роскошь и разврат.

Коринфские христиане жили в окружении язычников, среди которых было немало женщин. Нередко последние, впадая в экстаз во время языческих радений, переставали себя контролировать, впадали в исступление, сбрасывали головные уборы и оказывались простоволосыми. Тем самым они словно бы демонстрировали, что, охваченные мистическим восторгом, совершенно не беспокоятся об общественных условностях. Многие из новообращённых коринфских христиан сами ещё недавно были язычниками и невольно могли привнести в новую церковную реальность в привычные им модели поведения, далёкие от христианского благочестия. Неслучайно, именно обращаясь к коринфянам, апостол Павел напоминает о том, что женщинам следует молчать в церкви, чтобы всё было благопристойно и чинно (1 Кор 14:34, 40).

Таким образом, ношение в церкви головного убора — обычай, уходящий вглубь веков, но при этом связанный с конкретными обстоятельствами места и времени и не имеющий отношения к догматической стороне вероучения. И сегодня даже в православном мире можно видеть разнообразие традиций. Так, в странах, находившихся долгое время под турецким игом, женщины редко покрывают голову в храме. Дело в том, что завоеватели требовали от женщин носить покрывало, и в храме, чтобы почувствовать себя свободными от чуждых обычаев, христианки находились с непокрытыми головами. В России же традиционно мужчины при входе в храм снимают головной убор, а женщины, наоборот, надевают.

Общий смысл апостольского наставления — в соблюдении приличий, в том, чтобы внешний вид приходящего в храм не вызывал смущений у окружающих, чтобы ничто не отвлекало людей от молитвы.