Рождественский пост берёт своё начало с четвёртого века. Его ещё называют Филипповым, поскольку он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа. Изначально этот пост длился у одних христиан семь дней, у других больше. В 1166 году на Константинопольском соборе всем христианам было положено хранить пост перед Рождеством Христовым сорок дней. Самая главная особенность этого поста — это то, что он Рождественский. Он ведёт нас к событию, которое много веков ждало человечество, которое изменило весь мир — Бог стал Человеком!

Пост был установлен Богом ещё в раю. «От древа познания добра и зла не ешь» (Быт.2:17). Сие есть узаконивание поста и воздержания. Тем более пост стал актуален для человека после грехопадения. Ибо это падение разрушило связь с создателем, разрушило самого человека. Такое существование для человека противоестественно. Ему необходимо восстановление. И пост здесь занимает одну из главных составляющих. Видение своих грехов и страстей, очищение от них. Следим, что проходит через нас, в первую очередь, через глаза, уши и язык.

Приход Спасителя в этот мир открыл новую эпоху отношений человека с Богом. Он уже сам показывает нам, как надо бороться с бесами и со своими грехами. «Сей же род изгоняется только молитвой и постом». Христос сам постится сорок дней перед выходом на общественное служение.

***

Стоит также отметить, что именно в этот пост 4 декабря празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это событие собственно и открывает нам Рождественский пост. Можно сказать, что вся жизнь Девы Марии до самого дня Рождества Христова была непрерывным постом, приготовлением к этому величайшему событию.

На Введение впервые поётся радостная песнь, которая будет звучать до Рождества и возвещать о скором рождении в мир Спасителя:
Христос рождается, славите!
Христос в небе, срящите!
Христос на земле, возноситеся!
Пойте Господеви, вся земля,
И веселием воспойте, людие,
Яко прославися.

Рождественский пост буквально усыпан днями памяти ветхозаветных пророков. Здесь и Даниил, первым открывший, что Христос придёт в мир, и малые пророки — Авдий, Наум, Аввакум и Софония. Ведь именно писания пророков предваряли воплощение Спасителя, и весь Ветхий завет соткан из предсказаний о том, что Он станет плотью и будет обитать с нами. Недаром сам Господь призывает: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне». (Ин.5:39).

По словам святителя Симеона Солунского, «пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Этот пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия.

Священник Дионисий СЕМЕНЦОВ

Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

С подробным календарём питания в Рождественский пост можно ознакомиться на сайте православного журнала «Фома»