Грязь, смрад и тушка мёртвого телёнка — такую картину увидели сотрудники организации МБУ «ЭкоКомфорт» при сносе самовольных застроек на Зубачёвом поле. Возвела сараи жительница ПМК, печально известная всему округу своими издевательствами над коровами и тягой к собирательству отходов.

«Её молоко покупают»

О престарелой жительнице ПМК газета «Вперёд» рассказывала летом 2020-го. Тогда обеспокоенные горожане сообщили, что на земельном участке возле детского сада № 31 престарелая женщина держит коров. Состояние животных они описывали как критическое: одна бурёнка была с серьёзным дефектом передних ног и потому не могла передвигаться, другая находилась в удручающе истощённом состоянии. Всё это хозяйство, которое располагалось на муниципальной земле, окружали горы мусора, добытого, по-видимому, на местных контейнерных площадках, и останки мёртвых коров, которые содержались здесь ранее. В общем, кошмар.

Владелицу несчастных животных органы правопорядка штрафовали за организованные навалы. Штрафы нарушительница платила исправно, но вот убирать кучи мусора не торопилась — «коллекция» продолжала разрастаться за счёт новых «экспонатов». В январе этого года, когда установились сильные морозы, в социальных сетях вновь раздался крик о помощи: жители ПМК сообщали, что коровы круглосуточно содержатся на улице, сильно мёрзнут и голодают. Насколько известно, зиму животные не пережили.

Но пенсионерка снова поднакопила денег и приобрела телёнка и корову. Поселила она их на новом месте — на пустыре при въезде в деревню Зубачёво, где оборудовала несколько шатких сарайчиков для содержания скота. Полицейские, прибывшие на снос построек (стоят они вновь на муниципальной земле), объясняют тягу женщины к разведению коров так: многие жители ПМК покупают у неё молоко, не брезгуют. Мол, оттуда и деньги на стройматериалы. Техника для сноса построек прибыла на место в среду утром.

Выживших нет

По словам заместителя главы Оксаны Ерохановой, территорию на ПМК этим летом от хлама расчищали шесть раз. И каждый раз история повторялась: женщина вновь стаскивала мусор со всей округи. Скорее всего, психиатры без труда распознают в таком поведении диспозофобию или «синдром Плюшкина» (Диогена) — вид навязчивого поведения, вынуждающего человека копить и хранить разный хлам. Это субъективная оценка, судить об этом лучше всё же специалистам. К слову, на учёте в профильных медицинских учреждениях бабушка не числится. Официально с головой у неё всё в порядке.

Этот участок женщина облюбовала осенью. Он тоже муниципальный. На пустыре выросли сарайчики, пробраться к которым не так-то просто через сугробы, грязь и те же мусорные навалы — остатки старой мебели. Бабушка продолжила собирать свою коллекцию уже здесь, о чём и сообщили встревоженные жители Зубачёва.

«Хозяйки» на месте мы не обнаружили. Очевидно, что людей здесь не было давно. Кругом горы крупногабаритных отходов — какие-то доски, вёдра, части мягкой мебели, паллеты. Сколько же нужно усилий, чтобы это всё сюда принести? Рядом с сарайчиками рулоны сена. Кого-то им собирались кормить. «Корова здесь стояла раньше, с телёнком. На днях она сбежала. Сутки где-то бродила, пока не попала в районе Лесхоза под колёса автомобиля. В темноте водитель животное попросту не заметил. Жаль всех — и корову, и мужчину. Кто ему теперь возместит ремонт автомобиля?» — рассуждает один из полицейских, под контролем которых должен был производиться снос.

Вскрыть один из трёх хлипких сарайчиков оказалось несложно: дверь была прикрыта какой-то полусгнившей фанерой. Очевидно, что хозяйство это планировалось расширять: рядом с постройками припасён кирпич, лежали бетонные блоки. По-видимому, под фундамент. Сотрудник МБУ «ЭкоКомфорт», силами которого осуществлялся снос, заглядывает вовнутрь первого сарая и отшатывается от смрада. В дальнем углу — труп телёнка. Умер он давно, порядком разложился. Вместо того чтобы утилизировать тушку, кто-то просто присыпал его соломой. Выяснять, от чего он околел, предстоит уже ветеринарной службе. В следующей постройке хранилась, по-видимому, самая важная часть «коллекции» — всё тот же мусор с окрестных контейнерных площадок.

Тяжёлая техника работала в Зубачёве весь световой день.

Что делать?

По словам заместителя главы Оксаны Ерохановой, женщина продолжает захламлять облюбованную территорию на ПМК. Последний раз «ЭкоКомфорт» наводил там чистоту в конце ноября. Теперь нужно приглядывать за ещё одной локацией — в Зубачёве. Приборка, кстати, осуществляется за счёт бюджетных средств. «Это ненормально. Она считает, что может делать всё, что хочет. Ни нас, ни людей она не слушает. Необходимо принимать какое-то решение по проблеме. После ликвидации свалки будем решать, как найти законные способы управы. Невозможно убирать за ней постоянно», — говорит замглавы. Как говорилось выше, штрафы не работают — она их оплачивает и снова организовывает свалки. Может быть, доверить дело медицине?

«Психиатрическое обследование и лечение носят добровольный характер. Принудительное решение о лечении возможно только при обращении близких родственников или в случае, если действия человека ставят под угрозу и жизнь, и здоровье окружающих. В этом случае может быть осуществлена госпитализация с последующей диагностикой и лечением», — объясняет представитель уполномоченного по правам человека в Сергиево-Посадском городском округе Татьяна Накорякова.

Впрочем, у полиции всё же есть ещё один инструмент — статья 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», которая предусматривает следующие санкции: ограничение свободы на срок до одного года, арест на срок до шести месяцев, лишение свободы на срок до трёх лет. Свидетельств о ненадлежащем содержании и откровенном издевательстве над коровами в социальных сетях масса.

Евгения НИКОЛАЕВА

Фото Дамира ШАВАЛЕЕВА