Игоря КУРЫЛЁВА хорошо знают в Сергиевом Посаде как актёра «Театрального ковчега». Его вторая ипостась — руководителя инклюзивной театральной мастерской «Плот» для лиц с ограниченными возможностями здоровья — не столь широко известна публике. Но именно за эту сложную, творческую, очень нужную работу он недавно получил награду: стал лауреатом губернаторской премии «Мы вместе ради перемен».

К каждому свой ключ

«У Лескова есть замечательнаяфраза: «Человек должен помогать человеку», — начинает рассказ об инклюзивной мастерской «Плот» Игорь Курылёв. — До знакомства с ребятами я слышал об инклюзивном театре, но мне казалось, что это что-то фантастическое и едва ли применимое к нашему городу. Но решил попробовать».

С  ментальными расстройствами и двигательными нарушениями, слабовидящие и слабослышащие. Многие из них не осилили алфавит и не умеют читать, а до того, как стали артистами мастерской, никогда не танцевали и не бывали в театре. К такому коллективу невозможно применять законы, действующие в обычной труппе.

«Если актёры не могут выучить текст, я  вынужден искать другие формы — через пластику, хореографию, работу с предметом, — поясняет Игорь Анатольевич. — Главная сложность в работе — смешанность группы. Для таких коллективов нет готовой методологии, только чей-то разрозненный опыт, который приходится собирать по крупицам. Поэтому мы ищем свой путь и разрабатываем свой творческий язык».

За три года существования мастерской артисты под руководством режиссёра поставили пять спектаклей: первой стала постановка «Царь Максимилиан», созданная совместно с актёрами «Театрального ковчега», затем «Рождественский вертеп», кукольное представление «Путь ангела», музыкально-литературная фантазия «Жили-были». Все, кто следит за судьбой и выступлениями «Плота», замечают, что в профессиональном плане особенные артисты сильно выросли. В  этом году состоялась премьера спектакля «Алиса. Ощущение прочтения» — возможно, самой сложной и глубокой работы мастерской на сегодняшний день. Актёры единогласно считают эту постановку своей любимой.

Важно уметь отдавать

У освоения театрального мастерства на фоне остальных занятий в отделении социальной реабилитации — рисования и лепки, лекций и экскурсий — есть одно принципиальное отличие. Актёрская профессия уникальна тем, что позволяет отдать залу свою энергетику, свой талант. И зал возвращает её сполна. Игорь Анатольевич учит свой коллектив отдавать, разговаривать, общаться, обогащать окружающих, а не довольствоваться получаемым.

«Искусство — это возможность говорить, используя фильтр собственных переживаний и эмоций, — говорит режиссёр. — Моя задача — расчехлить то пианино, на котором они играют для мира».

Как правило, люди с ограниченными возможностями здоровья не особенно социализированы. Искусство — это универсальный язык, который помогает им общаться с миром и быть полноправными членами общества. Во многом это вопрос реабилитации, и в первую очередь социальной, завязанной на общении. А ещё это улучшение дикции и координации движения, развитие речи и образного мышления, расширение кругозора. Игорь Анатольевич много рассказывает артистам об истории искусства и театра, раз в месяц проводит литературные среды. И его с упоением слушают.

«Я понимаю, что театр не излечит этих людей от заболеваний, перед которыми бессильна медицина, — объясняет руководитель мастерской. — Но сделать их жизнь интереснее, богаче и разнообразнее, помочь поставить цель в жизни и достичь её — это я могу».

«Плот» ждёт вас

Для Игоря Курылёва получение губернаторской премии «Мы рядом ради перемен» — признание важности его работы на областном уровне. И это мотивирует двигаться дальше. Прилагаемый к  награде гонорар пойдёт на то, чтобы «одеть» и «обуть» новую постановку. Спектакль под рабочим названием «Оптимист» — социальный проект, документальная постановка о жизни особенных артистов, их представлении о мире, мыслях и ощущениях.

«Хотелось бы пригласить к нам всех желающих, — добавляет Игорь Анатольевич. — Инклюзивный театр — это театр проникновения, в нём сочетаются люди с ограниченными возможностями здоровья и нормотипичные люди. Мы будем рады и тем, и другим в своих рядах. Приходите в отделение социальной реабилитации центра «Оптимист», чтобы заниматься театральным искусством!»

По всем вопросам работы студии обращайтесь в отделение социальной реабилитации комплексного центра «Оптимист» по телефону (496) 540-35-77

 

Елена БАДАЛЯН

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ

КОММЕНТАРИЙ

Максим СЕРЕБРЯКОВ, артист мастерской «Плот»:

— Когда мы готовимся к спектаклю, то репетируем каждую деталь. Если мы делаем ошибки, режиссёр нам об этом говорит. А если у нас всё получается, то обязательно похвалит. Нам это нужно. Мой любимый спектакль — «Алиса. Ощущение прочтения». Мы сами делали декорации, мне досталась главная роль. Кому-то нравится кинотеатральное искусство, кому-то театральное. Я вот мечтаю стать актёром.

Инна КИЧАКОВА, артистка мастерской «Плот»:

— Когда выступаешь на сцене перед зрителем, всегда чувствуешь волнение. Из-за этого можно растеряться, допустить ошибку. Но чаще всего зрителю кажется, что так и задумывалось. Сейчас мы готовим новый спектакль с пластикой и танцами. Он будет о нас. Раскрывать все карты не стану, а то будет неинтересно.

Ближе познакомиться с воспитанниками инклюзивной мастерской «Плот» можно благодаря документальному филь- му Михаила СИМОНОВА «#АЧТОДАЛЬШЕ».
Интервью с ним вышло в прошлом номере нашей газеты и доступно на сайте vperedsp.ru