Слово «забастовка» давным-давно вышло у нас из обихода. Кажется, это откуда-то из 1990-х, а то и вообще из учебника истории про годы революции. Однако ж на днях появился повод его вспомнить: водители «Яндекс такси» в Сергиевом Посаде несколько раз собирались вместе на парковке у магазина «Карусель», отказывались выходить на линию, шумели и писали петиции. Мы разбирались, в чём причина недовольства — и заодно расспросили про внутреннюю «кухню» профессии: сколько народа занято в этом деле у нас в городе, много ли приходится работать, каков заработок, остались ли в Посаде независимые таксопарки.

Касательно повода для недовольства — всё оказалось просто: с недавнего времени «Яндекс» повысил свою комиссию с каждой поездки. Не только в Сергиевом Посаде — федеральные СМИ писали, что изменения коснулись всего Подмосковья, а также Краснодара, Воронежа, Владивостока, Хабаровска, Пятигорска и других городов страны.

Наш собеседник Любовь Родионова, таксист с 15-летним стажем, это подтверждает. По её словам, до недавнего времени каждый подключённый к системе таксист отдавал агрегатору 14,5 %, теперь — 20 %, а с некоторых поездок 21 %. Плюс у водителей отняли доплаты за «минималки» — разъезды по ценам ниже 130 рублей. Всё вместе это вызвало чувствительное снижение дохода.

«Возить пассажиров за 70-80 рублей для нас экономически невыгодно и просто убыточно. Если ехать вдвоём, это дешевле, чем маршрутка, хотя уровень сервиса совсем другой. Это несправедливо», — говорит Любовь Родионова.

В прошлую среду таксисты собрались на парковке у «Карусели» в первый раз, на встречу явились несколько десятков человек. В понедельник и вторник — снова, но уже с меньшим количеством участников. Отчасти это объясняется тем, что после первого же выступления агрегатор вернул доплаты за «минималки», хотя тариф до прежнего уровня не снизил.

***

Чего же хотят посадские таксисты? Если петицию, под которой они ставили свои подписи, изложить кратко, требований получается не так много:

1) Установить тариф, образование которого будет учитывать стоимость ГСМ, затраты на амортизацию и обслуживание автомобиля;

2) Стоимость поездки по городу не менее 130 рублей без учёта комиссии, то есть около 160 рублей для пассажира;

3) Комиссия агрегатора — до 10 % с учётом налога;

4) Считать «дальней подачей» всё, что выше 2,5 километра, и не снимать баллы за отказ от дальнего заказа;

5) При принятии заказа отображать тариф, по которому он пришёл, и сразу же — его стоимость.

С ходу понятно не всё, поэтому продолжаем расспрашивать. Например, почему желаемый тариф 160 рублей, а не 90 или 180? Любовь Родионова, подумав, отвечает, что при такой стоимости поездки после всех выплат водителю остаётся 130 рублей без учёта стоимости бензина, что соответствует экономическим реалиям — дешевле невыгодно.

«Дальняя подача» — для посадских таксистов головная боль и моральные страдания. По словам нашей собеседницы, нередко приходится ехать на вызов, скажем, из частного сектора Северного посёлка на Воробьёвку (около 6 километров), а оттуда уже везти пассажира на вокзал. В случае если водитель отказывается от такого вызова, во внутреннем рейтинге ему снимают баллы, что в итоге сказывается на доходах.

С пунктом «отображать тариф» всё тоже оказалось несложно: дабы водители не избегали очевидно невыгодных им заказов, стоимость поездки им заранее не сообщают. Исключение, как говорит наша собеседница, только для тех, кто имеет «платиновый» статус, то есть работает вообще без нареканий и очень много.

***

Сколько же приходится работать рядовому таксисту в Сергиевом Посаде и сколько он может заработать? Однозначного ответа нет, во многом это зависит от того, своя собственная машина у водителя (таких немного) или приходится брать автомобиль в аренду.

Например, у Любови Родионовой машина своя — Skoda Yeti. По её словам, чаще всего работать ей приходится шесть дней в неделю, продолжительность смены — двенадцать часов за рулём. При такой нагрузке в прошлом месяце ей удалось заработать около 60 тысяч рублей. Не так мало для нашего города, но с учётом того, что у неё на иждивении трое детей и внучка, сильно не разгуляешься

У тех, кто берёт машины в аренду, доходы, соответственно, ниже: после всех выплат наша собеседница оценивает их в 35-40 тысяч рублей «чистыми», при том же графике.

Работа более 12 часов на линии не приветствуется (приходит сообщение «вам пора отдохнуть»), но и не возбраняется, заказы не блокируются. «Это достаточно тяжело. Когда у тебя один выходной, сил не остаётся вообще ни на что, ты просто тупо отсыпаешься», — уточняет наша собеседница.

Сколько именно таксистов работает в Сергиевом Посаде, точно сказать сложно, вероятнее всего — около пятисот человек

Независимых таксопарков в городе не осталось вовсе: в этом мнении едины все водители, с которыми нам удалось поговорить на «сходе». Так или иначе, все зависят от одного агрегатора, хотя собственный бренд некоторые пока сохраняют.

В конце разговора Любовь Родионова, до того говорившая всё очень чётко и рационально, вдруг дала волю эмоциям: «Понимаете, права таксистов сейчас не защищает вообще никто. Ведь «пассажир всегда прав», а таксист не застрахован ни от чего. У нас нет никакого соцпакета, он полностью отсутствует. Вот я, например, заболела — и всё, сижу совершенно без денег. Наши доходы не позволяют отложить хоть чтото. Например, я посчитала, сколько мне нужно откладывать на новый автомобиль, потому что этот я постепенно убиваю. Оказалось, чтобы купить машину примерно такого же класса мне надо класть в кубышку ежедневно 1500 рублей в течение 4,5 лет, если я работаю без отпуска 24 дня в месяц. На самом деле это сейчас нереально. А ведь у всех ещё семьи, дети».

Интересно, что таксисты, по крайней мере, Подмосковья сейчас пытаются налаживать «горизонтальные связи» с коллегами из других городов для координации действий. Получается почти профсоюз, только неофициальный. Что из этого выйдет, и выйдет ли, узнаем через некоторое время.

Александр ГИРЛИН

Редакция готова предоставить место в газете представителям компании «Яндекс» в случае, если они пожелают высказать свою позицию