То есть технари. Масс-медиа наперебой говорят об успехах школьников на международных олимпиадах по математике, физике и информатике. В городах открываются новые центры робототехники и программирования. И вообще, сейчас не то, что двадцать лет назад, когда можно было гордо заявить химичке или физичке у доски — в гробу я видел вашу дисциплину, я идейный гуманитарий. Так ли это, попробуем разобраться.

Предпосылки гипотезы

Тотальная деиндустриализация 90-х породила массовое разочарование в карьерном пути инженера в России в целом и в нашем городе в частности. Безработные технологи и конструкторы, подметающие дворы и торгующие огурцами с собственных огородов, мягко говоря, не вдохновляли детей и внуков пойти по их стопам.

Куда интереснее для подрастающего поколения был альтернативный путь. Если не считать откровенного криминала, выпускников прельщали факультеты экономики и юриспруденции — каждому коммерсанту средней руки требовался специалист, который умеет считать и разбираться в хитросплетениях нового законодательства.

По мере роста благосостояния и усложнения экономического уклада росла популярность сферы услуг и гуманитарных направлений. В городах с населением от 100 тысяч человек открывались филиалы академий туризма и других вузов гуманитарной и экономической направленности. Старшее поколение технарей такие институты не признавало, поколение родителей, воспитанное в 90-е, считало, что диплом, вне зависимости от качества полученных знаний, это путёвка в жизнь.

С 2010-х годов Россия провозгласила курс на импортозамещение и цифровизацию экономики. Появились новые предприятия и новые вакансии для инженеров и программистов. А для дипломированных гуманитариев, напротив, настали чёрные дни. Выпускники вузов пополняли армию безработных и не находили себя в экономике с преобладающим госсектором.

Физики наступают

В Сергиевом Посаде тенденция получила материальное воплощение. Физматлицей неспроста расширяют втрое. Новое здание флагманской школы городского округа будет рассчитано на подготовку втрое большего числа будущих инженеров, математиков и программистов — 525 вместо 160. Сегодня желающий поступить туда ученик проходит конкурсный отбор из расчёта 2,5 человека на место. По данным, предоставленным директором Ольгой Макаровой, 100% выпускников идут учиться в профильные вузы, среди которых МГТУ имени Баумана, МГУ и другие престижные университеты страны.

В поселковых школах появляются «Точки роста», целых 8 штук. Это центры углублённой подготовки детей в сфере естественных и точных наук. И вообще, кружки робототехники ломятся от желающих заниматься там, вне зависимости от успехов. Потому что модно. Ажиотажного спроса на открытие кружка юных философов и историков в округе не наблюдается, что намекает на определённый кризис модели успеха юного гуманитария.

Ректорат Высшей школы экономики отмечает, что самыми востребованными специальностями вуза, который славится элитными выпускниками экономического и гуманитарного профиля, теперь являются прикладная математика и информатика, а также программная инженерия. Все места по этим направлениям заняты победителями и призёрами школьных олимпиад по информатике и математики. Мест не хватает даже 100-балльникам, из-за чего ВШЭ учредила дополнительный набор по результатам ЕГЭ.

Конкурс в МГТУ имени Баумана на направление электроника и наноэлектроника превысил 42 человека на место. Средний бюджетник поступает в этот институт с результатами 260 баллов за 3 экзамена.

Лирики не сдаются

Списки сдающих ЕГЭ говорят о том, что далеко не все выпускники нырнули в омут технических наук. Соотношение физиков и лириков в нашем округе среди одиннадцатиклассников примерно 55 на 45% в пользу первых. Из 1113 человек, сдававших экзамен после 11 класса, 631 выбрал математику и 526 предпочли обществознание. На 204 будущих программиста пришлось 204 перспективных лингвиста. 220 физикам противопоставлены 174 историка, усердие 128 химиков компенсирует начитанность 106 литераторов. Знания биологии продемонстрировали 204 человека, а находящуюся на стыке естественных и общественных наук географию выбрали 25 учеников.

Статистика поступающих в вузы из гимназии имени Ольбинского, подчёркивающей свой многопрофильный характер, говорит о паритете гуманитариев и технарей. В этом году гуманитарные науки выбрали 33% абитуриентов, а естественные и технические суммарно 34%. В среднесрочной перспективе наблюдается тенденция роста технарей против падения желающих сделать карьеру управленца и экономиста. Директор гимназии Ольга Филимонова отмечает, что современным девятиклассникам кажется, что айтишники и технические специалисты имеют больше возможностей для заработка. Хотя современный рынок образования позволяет выбрать специальность, для изучения которой одинаково востребованы и гуманитарные, и технические знания.

Высшее гуманитарное образование по-прежнему пользуется устойчивым спросом. Вступительная кампания в МГИМО говорит о том, что путь «умного гуманитария» по-прежнему в почёте. Чтобы поступить на платное отделение этого вуза, необходимо сдать свою дисциплину на 86 баллов и выше. Бюджетник должен в среднем иметь за ЕГЭ от 96 баллов с бонусами за волонтёрство, знак ГТО и победу в олимпиадах. Претендентами на бесплатное образование в этом престижном alma mater были 575 100-балльников.

Сергей РУНЬКО

КОММЕНТАРИЙ

Валентина ВАРЕНОВА, директор школы № 11:

— Очень легко посмотреть на соотношение числа физиков и лириков, опираясь на экзаменационный выбор. Ранняя профориентация сейчас работает практически с начальной школы. Если в первые годы дети чаще выбирали иностранный язык, обществознание и историю, то сейчас наряду с этими дисциплинами школьники всё более охотно сдают физику и информатику, поступая в МФТИ и Бауманский университет. Выпускники думают о будущем. Прибавилось количество сдающих химию и биологию — будущих медиков. Растёт число педагогов и психологов. Убавилось число желающих сделать карьеру в юриспруденции и экономике.