Бассейн, спорткомплекс, лыжная трасса, теннисные корты… В свои лучшие годы спортивная база микрорайона Ферма претендовала на звание самой продвинутой в городе и окрестностях. На этой лыжне проходил чемпионат Вооружённых сил СССР, здесь же появилась первая в Союзе машина-снегоход для укладки трассы, местная футбольная команда гремела в области, а как только военный городок отменил пропускной режим, в бассейн устремились со всего города.

Вскоре после этого база пришла в упадок, и вместе с этим всё громче зазвучали голоса в пользу передачи сооружений городу. Добиться этого удалось только сейчас.

Депутат Госдумы Сергей Пахомов рассказал, что в переговорах достигнут значительный прогресс. Недавно он встретился с заместителем министра обороны Российской Федерации Тимуром Ивановым, который подписал приказ о передаче инфраструктуры в собственность Сергиево-Посадского округа.

}} На сегодня зафиксированы границы объектов и земельных участков, они поставлены на кадастровый учёт, для каждого сделан техпаспорт. Это большая работа, но, по словам депутата, впереди долгий путь: привести это разношёрстное хозяйство в порядок

Потянуть такое не сможет ни один муниципалитет в области, и тут Сергей Пахомов готов подключиться, чтобы использовать все возможности, которые предоставляют федеральные программы.

А чем запомнились эти объекты спортсмена города и каким они видят их будущее?

Научились косить траву и вставлять стёкла

Тренер по спортивному ориентированию Владимир Мендель провёл первое занятие в лесу на окраине Фермы в 2002 году. В качестве базы они с командой использовали одноэтажное здание при лыжне — по меркам того времени более- менее пригодное, хотя, как он говорит, подзаброшенное.

Соседями ориентировщиков стали лыжники-энтузиасты, футболисты и местные короли металла — завсегдатаи тренажёрного зала, и все каким-то образом помещались в этой скромной постройке. На другой стороне посёлка доживали последние годы бассейн и спортивный комплекс, ныне закрытые.

}} Разруха неумолимо наступала, финансирование таяло, а новый закон запрещал солдатам — основной силе, как это было прежде — благоустраивать территорию спортивных объектов городка

Пришла пора спортсменам брать в руки косы и пилы, чтобы сохранить для себя и соседей это место тренировок.

Научная интеллигенция Фермы, кандидаты наук из числа посетителей и руководителей спорткомплекса, может, и в жизни не держали в руках косу, но были вынуждены научиться этому ремеслу. Разобрались, для какой травы подойдёт обычная ручная коса, с какой справится только газонокосилка. Опытным путём убедились, что если летом не убрать бурьян, то зимой ровную трассу по нему не укатаешь. Не стеснялись подбирать на свалках выкинутые рамы, чтобы вынуть стёкла и поставить на место разбитых в спорткомплексе. Вместе с родителями спортсменов восстанавливали лестницу, которая идёт к спортивной базе в низине. Лыжники уходили в лесную чащу с пилами — прокладывать трассу среди упавших деревьев. Все последние десятилетия спортивный комплекс был самым большим примером волонтёрской работы в районе — задолго до того, как это слово вошло в наш обиход.

В те сложные годы и по сей день комплексом руководит Виктор Пьянов, прошедший путь от лейтенанта до полковника, местная легенда — во многом благодаря его упорству и оптимизму спортивные объекты Фермы удержались на плаву.

«Это наше общее дело»

«Если мы говорим о создании нового спортивного объекта, ни в коем случае не трогать те секции, которые были на стадионе, — отдаёт должное коллегам-спортсменам житель Фермы, лыжник-энтузиаст Игорь Пензюх. — Это они, ориентировщики, лыжники, футболисты и другие, на протяжении тридцати лет поддерживали то, что там сейчас есть. Здание хотя и в плачевном состоянии, но всё равно существует, не превратилось в болото, не заросло бурьяном».

Тем временем рядом росли кварталы частных домов. Владимир Мендель вспоминает день, который едва не вписал спорткомплекс в печальную хронику происшествий — тогда группа его воспитанников чудом не попала под колёса квадроцикла. Большая часть трассы проходит по лесу, и в тот день они, спускаясь со склона на лыжах, увидели мчащуюся им навстречу машину… Столкновения чудом удалось избежать, но после стресса не все дети были готовы вернуться на лесную лыжню.

Квадроциклисты — самая большая проблема лыжников и ориентировщиков. И даже если нет угрозы жизни, колёса всё равно портят накатанную трассу.

Строго говоря, запрета на выезд в лес у водителей «квадриков» нет. Лесная часть лыжни не была зарегистрирована официально, следовательно, до тех пор, пока она не включена в состав комплекса, иных аргументов у спортсменов, кроме взывания к совести, быть не может.

Но спортсмены в любом случае считают эту трассу своей — если не по документам, то по духу, и готовы заниматься ей. Игорь Пензюх считает, что жители могли бы вносить посильный вклад в обустройство нового спорткомплекса и дальше, как бы ни развивались события.

Физическая культура, напоминает он, — это то, как убрать живот и подкачать мышцы. Это такая же культура, как интеллектуальная, моральная или духовная. Он называет это умением терпеть и трудиться. Эти настроения перекликаются с проблемой, о которой говорили многие, с кем мы общались:

}} люди хотят, чтобы новый спорткомплекс оставался общедоступным и для профессиональных спортсменов, и для детей и пенсионеров

Чтобы каждый желающий мог поучаствовать в реорганизации объекта. «На трассе всегда найдётся работа, что-то расчистить, подправить, — продолжает Игорь. — Хочется, чтобы новый спортивный комплекс не оказался заформализованной структурой с дорогими входными билетами, а по-прежнему оставался нашим общим делом».

Владимир КРЮЧЕВ