На карте нашего городского округа стало одним населённым пунктом меньше — с неё исчезла деревня Зубачёво. Не так давно она вошла в черту города Сергиев Посад и теперь является его полноценной улицей — Старозубачёвской. Как это помогло решить многие проблемы бывшей деревни и кто продвигает эти судьбоносные «реформы»?

Дорога для жизни

Деревня Зубачёво — одна из самых древних в Сергиево-Посадском городском округе. Стоит она на реке Коперке, притоке Торгоши. Своё название получила по фамилии местного «латифундиста», которому принадлежала ещё в XIV веке. У него землю приобрёл игумен Никон, преемник Сергия Радонежского.

Тогда здесь насчитывалось 53 дома, сейчас 55. Хозяйственную деятельность Зубачёво курирует местный староста — Александр Савич, сотрудник полиции в отставке. Жители избрали его на этот пост более 10 лет назад на общем сходе. Да, традиция именно так решать текущие вопросы здесь жива вот уже несколько веков. «Мы все очень любим нашу деревню, некоторые семьи живут здесь столетиями. Но когда были выборы старосты, кандидатов на это место оказалось очень немного. Никто не хотел браться за это дело, а предыдущий «вожак» снял с себя полномочия. Так и пришлось», — вспоминает Александр Анатольевич.

Мы встречаемся со старостой в самом центре деревни, у памятника участникам Великой Отечественной войны. На обелиске 26 фамилий, в том числе и деда Александра Анатольевича. Проблем в деревне раньше было очень много. Самая главная — отсутствие дорог. По словам Александра Савича, он, будучи школьником, вместе с другими детьми добирался до школы № 21 в резиновых сапогах, по грязи. От Зубачёва в сторону города вело множество тропинок, у каждого дома, где жили дети, была своя. Уже позже появился тротуар, который жители строили своими силами. Даже дети таскали гравий, помогали, как могли. Но в девяностые этой дорожки не стало: её разбила спецтехника. Центральную дорогу позже подсыпала песком и щебнем птицефабрика, так и жили долгие годы.

}} «Шесть лет назад я попал в прямой эфир с губернатором Московской области Андреем Воробьёвым. Проблему взяли на карандаш, но я и не думал, что она решится так быстро. Помню, в разгар рабочего дня мне позвонили односельчане: мол, технику пригнали, строят!» — рассказывает староста.

Теперь у местных другая проблема: гонщики. Дорогая новая, ровная, вот и гоняет молодёжь, кто во что горазд. Не спасают от ночного «форсажа» даже лежачие полицейские.

Газ — каждому

Местные дома отапливаются дровами и углём, некоторые — электричеством. И это благо стоит очень больших денег. Например, 5-6 кубометров берёзовых чушек обходятся жителям в 12 тысяч рублей. Уголь чуть дешевле — тонна стоит 8 тысяч. Электричество тоже золотое: один зимний месяц, в особенности если морозный, может стоить десять тысяч рублей. По словам Александра Савича, провести в деревню газ мечтали два поколения местных жителей. «Проблему удалось решить только сейчас. Сначала для газификации требовалось, чтобы в деревне было прописано не менее 200 человек, потом эту цифру снизили до 100. Но и это нам не помогло, мало нас было, зарегистрированных.

}} Кардинальное решение предложил депутат окружного Совета Константин Негурица: мол, всё равно деревня находится практически в городе, до ПМК рукой подать. Так почему бы и не включить её в состав города?

Теперь мы не деревня, а Старозубачёвская улица. Да, жителям пришлось в массовом порядке менять паспорта, зато мы имеем все шансы подключиться к центральному газоснабжению», — говорит Александр Савич.

Если бы не президентская программа социальной газификации, то голубое топливо провели бы на Старозубачёвскую улицу только к 2024 году. Сейчас срок сдвинулся в пользу жителей — начало работ перенесено на апрель 2022 года.

«Теперь каждый из нас должен зайти на сайт «Мособлгаза» и подать заявление лично. Я это уже сделал. Надо же людям объяснить, как это работает», — говорит староста.

Воды не напиться

Раньше в Зубачёве было несколько глубоких колодцев с хорошей питьевой водой. Старые срубы давным-давно обрушились, и жителям пришлось их засыпать. Сейчас на всю деревню только один источник воды — колодец, который стоит неподалёку от дома старосты. И да, люди к нему по-прежнему приходят, так как других источников воды у них попросту нет — выкопать свой или оборудовать скважину для многих не по карману.

«В ту весну и лето, когда шли обильные дожди, вода в колодце стала бурого цвета, пить её было невозможно. То есть многие остались без воды. Люди, у которых есть скважины, по-соседски предлагали помощь, как-то пережили этот момент. Но проблему нужно срочно решать», — говорит Александр Анатольевич.

}} На днях на Старозубачёвской улице состоялся общий сход. Жители справедливо рассудили: раз мы — город, значит, и на централизованное водоснабжение тоже имеем право. Заявка уже рассмотрена «Водоканалом», в ближайшее время здесь ожидают специалистов, которые предложат местным «дорожную карту» по подключению.

Какие ещё проблемы есть у бывшей деревни? Люди мечтают о новой спортивной и детской площадках. Этот вопрос взял «на карандаш» депутат Мособлдумы Александр Легков. А ещё они хотят привести в порядок местный пруд и реку. Жители улицы Старозубачёвской держат руку на пульсе: они изучают возможности губернаторской программы по расчистке озёр и прудов Подмосковья, наблюдают за Пересветом, где благоустраивается Макаркин пруд. Так что у реки Коперки есть все шансы начать новую жизнь.

В завершение добавим, что в бывшей деревне почти невозможно приобрести недвижимость: желающих продать свои дома крайне мало, а если такое и случается, то участки расходятся как горячие пирожки и за бешеные деньги. Объяснение одно: за последние несколько лет населённый пункт стал одним из самых востребованных в округе для проживания, и этот процесс продолжается. Старозубачёвская улица и её жители — хороший пример того, как общественность может взаимодействовать с властью. Главное — желание, ведь все необходимые для работы инструменты есть.

Евгения НИКОЛАЕВА

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ