Почему у святых есть своё мнение?

— Почему у святых есть своё мнение, т. е. не всё, что они говорят, нужно делать, а с рассуждением? Люди хотят знать волю Бога. Например, как полюбить человека, чтобы создать семью, через интернет, из другой страны?

Отвечает иерей Виктор Никишов:

— Святых канонизируют, то есть всей полнотой Церкви выражают мнение, что данный человек точно оказался после физической смерти в Царствии Небесном, по определённым фактам: мучеников — за смерть ради Христа, страстотерпцев — за безропотную кончину и так далее. Какие-то другие факты из жизни могут не браться в расчёт. Очень часто святые имели разное мнение на определённые вещи и события.

К мнению святых обязательно нужно прислушиваться, но искать подтверждения их словам в Священном Писании, у других святых, и помнить, что есть свобода воли каждого человека, и нам нести ответ за свои деяния пред Господом.

В чём все святые согласны между собой — так это в понимании того, каков Бог, и в том, что главная цель жизни человека — это быть в вечности с Богом. Всё остальное может очень разниться, потому что святые — это люди со своим темпераментом, уровнем образования. В конце концов, каждый святой жил в конкретной стране и в конкретное время. И если для современного святого интернет — это часть современной ему жизни, для святого, скажем, IV века это что-то совершенно невообразимое. Точно так же, как современный городской святой может понятия не иметь о том, как плести корзины, а для многих ближневосточных подвижников это очень понятное занятие.

Люди, естественно, хотят знать волю Господа, но, говоря между нами, она всем уже давно известна. Господь хочет нашего Спасения, и всё, что ни происходит в нашей жизни, мы можем использовать как во спасение, так и всё испортить.

Строить семью через интернет, трактуя это как подарок Господа, очень опасно. Нас могут легко обмануть в переписке, и собеседник в жизни может оказаться абсолютно не таким, каким себя выдавал. Только личное общение может дать вам более или менее полную картину о женихе. Но в переписке можно не спеша узнать мировоззрение человека, отношение собеседника к волнующим вас вопросам, оценить его интеллект, если он важен вам. Вам самим нужно решать, как воспользоваться этим препятствием в виде расстояния.

 

Грех ли слушать группу, у которой кощунственные клипы?

Моя мотивация — это страх за здоровье мамы. С одной стороны, я понимаю, что за небольшой мой грех вряд ли Бог наложит огромное наказание на мою маму. С другой стороны, возможно, никакого общего правила в таких делах нет. Так вот. Мне нравится песня. Если в ней нет ничего кощунственного (и более того, мне кажется, что автор — искренний человек, который и не подумал бы в «ту» сторону), а в клипе на неё кощунство есть, стоит ли отказаться от прослушивания этой песни, альбома и рок-группы?

Отвечает иерей Виктор Никишов:

— Прекрасно, что вы соотносите всё, чем увлекаетесь, со Словом Божьим. Никто из людей не отвечает за грехи других людей, только лишь за свои собственные. Только Господь Иисус Христос способен принять на себя грехи других. Поэтому в этом вопросе за маму можете не переживать.

На мой взгляд, музыка может быть кощунственной, только если в ней озвучивается то, что оскорбляет Священное Писание и Священное Предание. Причём в любом виде: в кривлянии знакомых мелодических рисунков, кощунственных словах, оскорбительном и вульгарном видеоряде в клипе. А вот заявлять, что всё творчество определённого человека является богохульным — это дилетантский взгляд. В творчестве Бориса Гребенщикова масса дидактических моментов, даже для отцов Церкви. Человек развивается и растёт, и вместе с ним растёт его творчество, наполняясь глубоким мудрым смыслом. Даже самый страшный и ужасный trash-metal, на наш взгляд, может хранить за собой православного миссионера, как в истории с группой Sepultura. Кто-то считает Егора Летова сатанистом, а кто-то из священников вдохновляется им на проповеди. У каждого поэта, композитора, художника, исполнителя есть различные периоды творчества в биографии. И не всегда они ведут в хорошую, светлую сторону. Но по одному из этапов творчества судить обо всём наследии нельзя. Таким образом мы лишились бы большинства классики и возможности соприкасаться с великим. Наблюдайте за прекрасным, отметая всё деструктивное, и тогда мир станет немного чище и радостнее. Как я понял, в вашей ситуации сомнение в видеоряде, который можно исключить и слушать только музыку со словами, если в ней ничего кощунственного нет.

Грех ли компьютерные игры?

— Помогите, пожалуйста, понять, компьютерные игры — это потеря времени или грех?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

— Добрый день! Грех — это неправильный выбор, который совершает человек. Вот и смотрите. В принципе, конечно, это потеря времени, потому что ваши время, силы, мысли уходят в какой-то виртуальный мир игры, и ничего вы в итоге для себя не получаете, только как-то время проводите. Вам не жалко вашего времени? Игры эти никому не вредят из окружающих, а вам вот вредят — и здоровью, и самочувствию, и может после них оставаться ощущение какой-то бессмысленности: час прошел — а что я сделал? Непонятно.

Я бы вам посоветовал это время лучше потратить на что-то другое — вот что угодно, что вы можете делать в реальной жизни и на что есть силы и способности. Ту же депрессию, кстати, пребывание за компьютером может очень усугубить. Может, вам пойти на прогулку, сделать гимнастику, что-то делать своими руками? Лучше всё же искать занятие в реальном мире, так оно будет лучше. И занятие это чтобы было активное, несло в себе какое-то реальное действие.

 

Бокс — это грех?

— Скажите, пожалуйста, является ли бокс грехом? Думаю начать заниматься спортом, а конкретно -- борьбой, чтобы я смог за себя постоять, укрепить своё здоровье. Наткнулся на бокс, но очень много разногласий по поводу этого вида спорта для православного. Скажите, стоит ли мне идти на бокс или желательно выбрать менее жёстокий вид борьбы, допустим, самбо, который учит самообороне без нанесения ударов? Заранее спасибо!

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

— Я знаю много православных людей, которые занимаются боксом для укрепления собственного здоровья как любители.

И знаю немало людей, которые, прежде чем выйти на ринг для заработка, крестятся. Вот их я не могу, при всём желании, назвать православными. Но это лишь моё мнение.

Как вы понимаете, любое дело может быть как во вред, так и во благо. Всё зависит от того, с какими помыслами вы к нему приступаете. Если ваша цель — укрепить собственное здоровье, это одно; а если вы из тщеславия желаете стать сильнее окружающих, дабы «бить им лица» — это совершенно другое.

Ответьте себе честно, а зачем вам именно бокс? Если вы просто на него «наткнулись», то пройдите мимо, дабы избежать соблазнов.

 

Сел на молитвослов. Как быть?

— После  молитвы дома я нечаянно сел на молитвослов. Теперь не по себе. Как быть?

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

— Господь не карает за нечаянно сделанную оплошность. Вы, наверное, знаете, что Крест нельзя попирать ногами. Некоторые «особо рьяные православные монахи» ходили в древности по тропинкам, и любые попавшиеся на их пути скрещенные веточки считали Крестом и обходили их. Вместо непрестанной молитвы они занимались выискиванием веточек, понимаете? Так и вы, если нечаянно сделали что-то, просто попросите с верою прощения у Господа, но не зацикливайтесь на этом. Это не грех. Думайте лучше о тех грехах, которые вы совершили осознанно, нарушив Закон Божий, и кайтесь в них от чистого сердца.