Народная мудрость гласит: если 50 % речи 13-летнего подростка для вас звучат как туземная тарабарщина, вы глубокий старик. По крайней мере, для него и его сверстников. И тут, на самом деле, неважно, сколько вам лет: 30, 45, 60 или 80. Ничто так не разделяет поколения, как неспособность мыслить одними и теми же категориями. Самое время начинать восполнять пробел вместе с нашей редакцией.

Бумеры и Зумеры. Начнём с самого простого. С обозначения нас и их. На языке детей бумеры, они же олды, — это старики, то есть мы, а зумеры — молодёжь, родившаяся в середине 2000-х. Хотя речь идёт о западной классификации, которая гораздо сложнее. Но вникать в неё сейчас мы не будем. Во-первых, это довольно сложно, а во-вторых — мы не с американскими писателями ищем общий язык, а с нашими детьми. Для них бумер тот, кто использует старые коммуникации (от проводного телефона до электронной почты). А зумер — тот, кто использует самые современные каналы связи. Общается в тик-токах, клабхаусах и уже чуть реже — инстаграмах.

Тик-токи, клабхаусы и инстаграмы. Ничего общего с часами, беспорядком и употреблением алкоголя. В этих местах дети получают информацию о мире в сети интернет. В приложении «Тик-Ток» — с помощью коротких видео, «Клабхаус» — некое подобие открытой радиочастоты, на которой могут общаться все, у кого есть нужный радиоприёмник (в нашем случае — телефон, поскольку приложение доступно только для аппаратов одной американской марки). Наконец, Инстаграм — это территория ярких снимков и галерей. В последние годы, правда, им пользуется не только молодёжь. Приложение позволяет знакомиться с людьми, смотреть яркие фото и видео, проводить стримы.

Стримы — то, что мы называли прямой трансляцией. Только в интернете. Часто эта трансляция подразумевает донаты.

Донаты — это материальные пожертвования в буквальном переводе с английского. Соответственно, донатить — жертвовать. Обязательно выучите это слово, чтобы не поссориться с сыном или внуком, если они вдруг попросят вас о чём-то подобном. Сфер применения донатов довольно много. В игровой индустрии ими пользуются, чтобы получать преимущество в битве с врагом. В видеотрансляциях — для того, чтобы блогер зарабатывал себе на жизнь.

Блогер — сейчас о них знают почти все, но часть поколения 1930-х годов рождения по-прежнему не в курсе. Это писатель, продюсер и редактор своего авторского интернет-журнала. Некоторые отождествляют блогеров с современной журналистикой. Как правило, цель у этого персонажа не осветить информацию объективно и взвешенно, а расширить круг читателей до максимально возможного. В качестве метода для этого используется хайп.

Хайп и антихайп. Не путать со словом хай. Хайп — это быстрая дешёвая популярность, достигнутая за счёт провокации. Человек может признаться в убийстве Джона Кеннеди, одновременно провозгласив себя наследником маньяка Чикатило. Если люди поверили в эту чушь, цель хайпа достигнута. В последнее время в моду входит антихайп — попытка противостоять такой дешёвой популярности путём разоблачения хайпующего. А в целом, то и другое давно не имеет отношения к индивидуальности, скорее мейнстрим.

Мейнстрим. Это мода и популярное направление, которое форсят блогеры.

Форсить (ударение на первый слог. Не путать со старым русским словом с ударной «и», характеризующим хвастуна и павлина) — значит, проталкивать через интернет какую-то мысль. Если это мысль о собственной исключительности и феноменальном профессионализме, для этого есть другой термин -- флексить.

Флексить (ударение на первый слог) — значит выпендриваться, играть мускулами, бросать вызов оппонентам. Монгольский воин Челубей, гарцуя перед ратью Дмитрия Донского на свой монгольской лошадке, занимался примерно этим. Если вас в этом обвинили, немедленно охолонитесь. Нормальные люди нового поколения не флексят. Они чилят.

Чилить. Самое уважаемое, неагрессивное и никого не напрягающее занятие подростка. Означает бездельничать, бить баклуши и отдыхать, никому не мешая. Куда хуже, если он перестанет предаваться праздности и начнёт вас троллить.

Троллинг — это провокация в чистом виде. Не путать с хайпом. Если хайпуют люди ради роста популярности, то троллят ради того, чтобы вывести оппонента из себя. Троллинг подразделяется на два вида, как юмор: жирный и тонкий. Жирный троллинг — неприкрытая апелляция к чему-то низменному, мерзкому, обидному. Оппонент прекрасно понимает, что его троллят, но сделать ничего не может. Интеллектуальные ответы жирному троллю смотрятся беспомощно. Тонкий троллинг скорее напоминает сарказм и иронию. Разговор может поддерживаться долго и на полном серьёзе. Тот, кого провоцируют, может ни о чём не подозревать. Годный троллинг заставляет людей рофлить.

Рофлить — веселиться, угорать, смеяться. Иногда это применяется в отношении злого юмора и сарказма. Но рофлить можно и над мемами.

Мем — популярный образ, запомнившийся надолго. Ушедшая в народ цитата из комедии «Афоня» или «Иван Васильевич меняет профессию» — это тоже мем. Оценивая мем, подросток может произнести пару слов, которые ввергнут в ступор даже тридцатилетних: кринджово и крипово.

Кринджово и крипово — ни на что не похожие англицизмы. Бесполезно пытаться додумывать, нужно знать так. Кринджово — это постыдно, противно, мерзко и гадко. Пример — напившаяся светская львица пришла на ток-шоу, обматерила ведущих и сорвала со своей визави вечернее платье. Крипово — это ужасно и пугающе. Мистические произведения Гоголя вроде «Вия» — это именно оно. И то, и другое можно отрезюмировать словом «блэт».

Блэт это никакой не блат, а русское полунецензурное междометие. Присмотритесь внимательно и поймёте, какое. Если ваш ребёнок его эпизодически произносит, это повод вызвать его на серьёзный разговор. Может, он нервничает и ему не хватает чего-то вроде поп-ита.

Поп-ит — это всемирно популярная игрушка. Не имеет никакого отношения ни к ягодицам, ни к религии. Силиконовая или резиновая расслабляющая панель с полусферами, которые нужно выдавливать и вдавливать. При этом раздаётся характерный «чпок». У тех, кому чуть за 30, провоцирует флэшбэки.

Флэшбэк — это воспоминание о прошлом. Если вы хорошенько покопаетесь в своей юности, наверняка ваши бабушка и дедушка тоже отказывались вас понимать. Какие-то рокеры, байкеры, синглы, чуваки, гёрлы, хайры были не меньшей дичью для поколения, рождённого до революции, чем нынешний подростковый сленг. Уж если этот лексикон русский язык пережил, неужто на каком-то антихайпе надорвётся? Поэтому чильте спокойно и не драматизируйте почём зря.

 

Сергей РУНЬКО