На территории бывшей трикотажной фабрики имени Розы Люксембург, которую облюбовали не ткачихи, а хипстеры** под вывеской «Трикотажка Place», в минувшую субботу прошёл семинар креативных идей «Люди/Ид еи», в ходе которого было заслушано более 20 презентаций социально-культурных проектов, которые можно воплотить и масштабировать на территорию Подмосковья и всей страны. В числе экспертов и организаторов были замечены не чужой Сергиеву Посаду начальник управления подмосковного министерства культуры Олег Дядьков и местный художник-урбанист Михаил Семёнов. Попробуем разобраться, зачем и для чего всё это нужно с позиции обывателя, далёкого от новомодных веяний.

Зачем государству хипстеры?

Если совсем коротко и упрощённо, суть мероприятия: найти точки культурного соприкосновения между вертикалью власти и поколением «от 17 до 35». По крайней мере, той его частью, которая мыслит и думает не так, как дети, воспитанные в СССР. Кто общается с этими людьми по долгу службы или в быту, прекрасно понимает, о чём речь. Они совершенно не смотрят телевизор, разговаривают на своём диалекте русского языка (чилят, флексят, донатят, чекинятся, не понимают 50 % шуток в комедиях Данелии и Гайдая), живут преимущественно в виртуальной реальности, имеют свой специфический взгляд на историю родной страны и желают её переосмыслить и разукрасить на свой вкус и в свой цвет.

Если с ними не начать диалог сейчас и не дать им развернуться с их идеями, через 10-15 лет мы получим непреодолимую пропасть между поколениями воспитанных в доцифровую эпоху отцов и озлобленными «новыми шестидесятниками» или «тридцатниками».

Зачем хипстерам государство?

Для консерваторов всё сказанное выглядит печально, но только на первый поверхностный взгляд. Артхаус и эклектика XXI столетия готовы поглотить и смести, как хлебные крошки со стола, ценности, на которых мы Креатив на службе государства Как Минкульт Подмосковья пробует дружить с гордыми и независимыми миллениалами* На территории бывшей трикотажной фабрики имени Розы Люксембург, которую облюбовали не ткачихи, а хипстеры** под вывеской «Трикотажка Place», в минувшую субботу прошёл семинар креативных идей «Люди/Ид еи», в ходе которого было заслушано более 20 презентаций социально-культурных проектов, которые можно воплотить и масштабировать на территорию Подмосковья и всей страны. В числе экспертов и организаторов были замечены не чужой Сергиеву Посаду начальник управления подмосковного министерства культуры Олег Дядьков и местный художник-урбанист Михаил Семёнов. Попробуем разобраться, зачем и для чего всё это нужно с позиции обывателя, далёкого от новомодных веяний. росли, но не смогут это сделать прямо сейчас. Ресурсов на культурную революцию снизу у них нет, в первую очередь материальных, и организация, мягко говоря, хромает. Мегафесты в стиле метамодерн проводить негде и не на что. Разве что в Интернете, но это скучно.

Определённая прослойка так называемого «креативного класса», который в 2011 и 2012 годах социологи представляли глубоко бунтарским и антигосударственным, интуитивно осознала, что добиваться целей можно без танцев в храме и прибивания гениталий к брусчатке (всё это реально было), а путём сотрудничества по линии НКО без иностранного участия.

Государство, в свою очередь, оказалось отнюдь не враждебным. И даже готово не просто слушать со скучающим лицом, но и делиться: грантами и территорией (та же «Трикотажка» — яркий тому пример).

Официальная советская и постсоветская культура, казавшаяся миллениалам косной и неповоротливой, тоже расправила плечи. В правильных руках она начала оживать и приносить прибыль. Источником дохода стала любознательность нового поколения и ностальгия старого. В качестве успешного примера можно привести «Музей советского детства» на улице Карла Маркса.

Инклюзия на блюдечке

На выходе все получают то, что им нужно. Минкульт даёт креативщикам ресурсы, креативщики помогают Минкульту не забронзоветь и проложить мостик между аудиториями Кобзона и Моргенштерна***. Что и доказали проекты Лаборатории.

В Наро-Фоминске, как и в Сергиевом Посаде, огромная заброшенная в 90-е текстильная фабрика зажила новой жизнью: в отремонтированных цехах начали проводить выставки, театральные фестивали, концерты и встречи. Кому-то покажется обидным, что индустриальный гигант испустил дух. Но в западных странах происходит то же самое.

Или краеведческий проект «На блюдечке», который в максимально доступной форме погружает в историю родной земли как в режиме online, так и offline. Надо сказать, что 2020-е открыли перед историками новые горизонты, поскольку в России появился целый пласт людей, которые ностальгируют не только по советскому детству, Перестройке и 90-м, но и по ранним 2000-м!

Кто-то пытается идти нехожеными тропами и осваивает нишу культурной адаптации инвалидов. Потребности человека, даже с ограниченными возможностями, растут. Сегодня ему мало читать книги, слушать музыку и смотреть картинки через Интернет, даже имея работу средней руки со средним по экономике окладом. Нужно ещё иметь возможность творить самому и зарабатывать деньги на искусстве. Для этого создаётся инклюзивная творческая лаборатория, которая с помощью современных методик вовлекает в мир литературы, живописи и кино слабовидящих, слабослышащих и плохо двигающихся.

При этом не стоит о креативщиках думать как оматериально беспомощных людях. Один из проектов предполагает создание интернет-платформы для финансирования проектов с помощью частных пожертвований.

Пока Третьяковых и Мамонтовых в новой России не так много, как хотелось бы, но лет через 10, может, привыкнут и перестанут зажимать деньги на искусство.

Кто кого?

Трудно сказать, кто получает от этого союза больше выгоды. С одной стороны, у государства, которое финансирует не только строительство сельских ДК, но и современное искусство, появляется возможность одновременно и быть в тренде и контролировать его. С другой, переборщить с железной хваткой и цензурой — раз плюнуть. Все мы помним, чем закончились хрущёвская оттепель: разгромом выставки авангардистов и закрученными гайками. С третьей, если будет иметь место откровенный креативный голод, на бюджетные гранты начнут претендовать явные проходимцы и бездельники с проектами ничтожной социальной значимости, культурной ценности и без цели помочь обществу, чего бы не хотелось.

Сергей Рунько

КОММЕНТАРИЙ

Олег ДЯДЬКОВ, начальник управления развития инфраструктуры и аналитической работы министерства культуры Московской области:

— Министерство культуры оказывает разностороннюю поддержку креативным проектам: мы выплачиваем гранты, стипендии, оказываем информационную и административную поддержку. Сейчас, например, активно работаем над созданием арт-резиденции на фестивале «Таврида». Для того чтобы это всё работало, нам необходимо большое количество идей, которые можно воплотить в жизнь и применить во всех городах

СПРАВКА

* Миллениалы — люди, родившиеся с 1982 по 2004 год, воспитавшиеся на сломе технологических эпох. Пер- вое поколение, для которого цифровые технологии не являются чем-то чужим.

** Хипстеры — широкое направление, объединяющее несколько десятков молодёжных субкультур. По возра- сту частично совпадает с миллениалами. По мировоз- зрению эти молодые люди напоминают стиляг из 1950- х и американских хиппи, стараются следить за всеми модными веяниями эпохи и следовать за ними.

*** Моргенштерн — 23-летний музыкант-видеоблогер Алишер Тагирович Валеев, кумир молодёжи. За его жизнью через Интернет наблюдает 10 миллионов человек.