1993 г. Андрей Агафонов, sobory.ru

Продолжение. Начало в №№ от 24 марта и 21 апреля 2021 г.

Боголюбивая киновия — одна из монашеских обителей Свято-Троицкой Сергиевой лавры — находится в трёх километрах восточнее обители преподобного Сергия, на берегу среднего Скитского пруда. В переводе с греческого языка (κοινός — общий и βίος — жизнь) киновия — одна из форм монашеского общежития, точнее, небольшой общежительный монастырь, подчинённый другому, более крупному.

После кончины игумена Алексия (Мосина) новым управляющим Боголюбивой киновии в апреле 1921 года стал духовник её братии 49-летний иеромонах Владимир (Терентьев) — выходец из крестьян Псковской губернии, отставной сапёр, кровельщик и маляр.

Ко времени назначения о. Владимира управляющим, Киновия уже была преобразована в трудовую сельхозартель. Чёрным днём для неё стало 2 мая 1922 года. В этот день из Боголюбской церкви и ризницы была изъята вся немногочисленная серебряная утварь и оклады с икон, подаренные Киновии благотворителями за недолгое время её существования.

Новый удар последовал в 1924 году, когда часть зданий Киновии заняла производственная артель инвалидов Наркомата соцобеспечения, одна из нескольких артелей, возникших в округе в годы НЭПа. Два года спустя писатель Михаил Пришвин оставил в дневнике краткую запись о посещении Киновии: «Чтобы не скучно было возвращаться по той же самой дороге, я завернул, пошёл через киновию, где доживали монахи. Они были очень довольны, что у них родится картошка. (...) И так было странно видеть над их жилищем крест, ведь картошку и хлеб можно добывать без креста». Приведённая запись отражает непростое положение насельников Киновии, доступным продуктом для которых осталась лишь картошка. Боголюбивая киновия доживала последние недели. В 1927-1928 годах её заняла артель инвалидов «Универсаль». Подлинные же хозяева закрытой Киновии нашли приют в близлежащей пустыни Святого Духа (Параклита), сохранявшейся под видом сельхозартели «Параклит». Но в январе 1929 года закрыли и её.

***

Иеромонах Владимир, в новой жизни гражданин Василий Терентьевич Терентьев, поселился в городе. Не изменяя монашескому образу жизни, он зарабатывал на жизнь мастерством кровельщика.

В апреле 1931 года бывшего управляющего Боголюбивой киновией арестовали по обыкновенному для тех лет обвинению в антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной организации.

Вот как ответил отец Владимир — в протоколе допроса он назван игуменом — на предъявленное обвинение: «Мне приходилось говорить с верующими об антихристе, но эти разговоры могли быть только шуточными, так как срок появления антихриста никому не известен и никакого знамения на этот счёт ещё не было. Появление советской власти я таким знамением не считаю, так как эта власть попущена Богом для наказания русского народа за грехи и для вразумления. (...) Виновным себя в предъявленном мне обвинении... не признаю, так как в антисоветской организации я не состоял... в разговорах об антихристе ничего противного советской власти с моей стороны допущено не было». Следствие продолжалось недолго, и уже 20 мая игумена Владимира осудили на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях. Заключение в лагерях было заменено высылкой на тот же срок в Казахстан, где игумен Владимир (Терентьев) умер 3 марта 1933 года. Семьдесят два года спустя определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 года имя отца Владимира было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Владимир Соколов. «Киновия». Рисунок 1929 г.

***

Тем временем артель «Универсаль» обустраивалась в Киновии. Одним из результатов этого обустройства стало уничтожение к 1933 году кладбища, на котором было погребено более 640 человек, и не только монахов. К началу 1940-х годов артель «Универсаль» переименовали в честь 20-летия Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В годы Великой Отечественной войны артель занималась пошивом военного обмундирования, солдатского белья, маскировочной одежды, телогреек, стёганых брюк, рукавиц. В 1960 году, согласно постановлению Совета министров РСФСР, артель преобразовали в фабрику Министерства местной промышленности РСФСР.

С реконструкцией производственных площадей фабрики связано уничтожение кирпичной ограды, колокольни и склепов на кладбище при Боголюбской церкви. Вслед за искажением первоначального облика Боголюбивой киновии последовало искажение самого её названия. Подраставшая молодёжь, не понимая смысла названия «Киновия» и имея смутные представления об истории места, стала называть Боголюбивую киновию просто «киновеей».

В начале 1990-х годов казённая швейная фабрика в Киновии преобразовалась в закрытое акционерное общество — ЗАО «Швейная фабрика инвалидов». Предприятие занялось пошивом спецодежды. В тех же годах Свято-Троицкая Сергиева лавра приступила к восстановлению соседнего с Киновией пятиглавого Черниговского собора и Скита при нём, возвращённых Церкви в 1990 году. Возрождающемуся Скиту — некогда Пещерному отделению скита Гефсиманского — было присвоено наименование Гефсиманский Черниговский скит.

Между Скитом и работниками швейной фабрики вскоре установились добрые отношения: некоторые из её работников стали прихожанами Черниговского собора, фабрика обеспечила братию Скита постельными принадлежностями, лекарствами из своего медпункта.

В 1991 году священноначалие Лавры по просьбе руководства фабрики выделило строительные леса для покрытия кровли и купола Боголюбской церкви.

Над её куполом был водружён крест.

Новая кровля улучшила внешний вид церкви, защитила её от осадков, но в целом здание находилось в удручающем состоянии. Объяснялось это во многом сложным экономическим положением швейной фабрики; год от года оно лишь ухудшалось. В конце концов руководство фабрики разрешило Лавре проводить богослужения в Боголюбской церкви, выделив для этой цели часть её верхнего яруса. Так был сделан первый, пока ещё небольшой, шаг к восстановлению из многолетнего небытия Боголюбской церкви и всей киновии Боголюбивой Божией Матери.

Владимир Соколов. «Киновия». Рисунок 1925 г.

Константин Филимонов

(Окончание следует)