С 1 апреля текущего года вступили в силу новые правила сдачи экзамена на получение водительского удостоверения. Главное изменение — отмена этапа экзамена на площадке. Сдавать «эстакаду», «гараж», разворот в ограниченном пространстве и параллельную парковку будущим водителям приходится в реальных условиях города. Новые правила затронули и теоретическую часть экзамена — вопросы стали сложнее, а контроль за процессом жёстче. Наш корреспондент Дарья Трофимова попробовала сдать экзамен по-новому и прокатилась по городу с инструктором НОУДО «Учебный центр» Павлом Шишловым.

Сдаём на механике

По иронии судьбы семь лет назад Павел был моим инструктором, он преподавал моей группе теорию. К слову, преподавал так хорошо, что экзамен по теории я сдала на «отлично», а вот водить ему со мной не приходилось.

Рано утром в выходной день мы встретились на площадке автошколы. Павел с ходу начал говорить о том, как изменился автопарк за эти семь лет, о том, что теперь за каждым сдающим экзамен следят четыре камеры. Подходим к «Solaris» — сегодня мне предстоит на нём «сдать» экзамен, а Павлу — оценить, насколько качественно его коллеги когда-то подошли к моему обучению.

Первое, что меня смутило, — три педали. Да, последние четыре года я вожу машины с автоматической коробкой передач. Но инструктор меня обнадёжил: «Это как велосипед, если ты один раз научилась, сразу вспомнишь».

Павел уверенно «приземляется» на пассажирское сидение, я пристёгиваюсь и плавно выезжаю с площадки — действительно, на механике ехать даже интереснее. С Фабричной улицы поворачиваем налево в сторону Западного объезда. Одна из камер в салоне направлена на спидометр, другая на дорогу, третья записывает сидящего рядом со сдающим инспектора ГИБДД — это сделано в антикоррупционных целях. Ещё есть камера заднего вида. Запись экзамена хранится в течение 30 дней и может быть изъята и просмотрена в любой момент, в том числе при возникновении спорных ситуаций.

«Всё! Не сдала, — смеётся инструктор. — Превышение скорости, смотри на спидометр и на знаки. Какое тут ограничение?» «Двадцать километров в час», — отвечаю я и предлагаю изменить тактику нашей поездки — просто считать нарушения, которые делают «бывалые» водители.

Полчаса на проверку навыков

Пока мы едем с почти разрешённой скоростью к круговому движению на объезде, Павел рассказывает о новшествах в теоретическом экзамене. Вопросы «теории» были усложнены и составлены с учётом аналитики ДТП. По статистике, большинство аварий происходит из-за совершения водителями 10-12 ошибок, среди которых превышение скорости, несоблюдение дистанции, несоблюдение знаков, в том числе «Уступи дорогу».

После сдачи теории водители сразу едут в город, где должны на протяжении получаса выполнить манёвры, которые назовёт сидящий рядом инспектор ГИБДД. Что касается маршрута, то и его изменили, включив в него упражнения, которые раньше сдавали на площадке. Например, для того чтобы сделать «эстакаду», мы направляемся в сторону Туракова. Минуя семхозский круг, проезжаем Клементьевку, путепровод и поворачиваем на Скобянку.

«Что надо сделать перед переездом?» — проверяет знания инструктор. Я демонстративно кручу головой налево и направо. Тут же «не сдаю» ещё раз: при объезде ям на Скобяном шоссе мне следовало включать поворотники. Обычно так, конечно, никто не делает, но на экзамене требование выполнить придётся. Следующее, на что обращает моё внимание Павел, это знак «Стоп». Водители, давайте будем честны: как часто вы полностью останавливаетесь у этого знака?

За каждое нарушение принимающий экзамен инспектор выставляет штрафные баллы. За разные ошибки водитель может получить от одного до пяти. Пять баллов и пересдачу получат те водители, которые грубо нарушили правила — не пристегнулись ремнём безопасности, воспользовались телефоном во время движения или выехали на полосу встречного движения.

За разговорами мы проезжаем Птицеград и приближаемся к горке у деревни Тураково. Здесь мне предстоит съехать на обочину и тронуться «с ручника» — то, что мы раньше выполняли на площадке. Помню, как боялась завалить это упражнение и думала, зачем этот навык мне в принципе потребуется. А когда поехала по горам одной из балканских стран на стареньком «Polo», поняла всю прелесть старта «с тормоза».

С этим упражнением справилась, как и с остальными, которые проверяет инспектор на экзамене проезд перекрёстков нерегулируемых, регулируемых, со знаками и без, разворот на перекрёстке, проезд переезда и прочие. Кстати, ещё из новинок — это обязательное выполнение перестроения из ряда в ряд, опережения и обгона.

Честно говоря, мне бы не хотелось, чтобы на стоянке у какого-нибудь торгового центра рядом с моей машиной вчерашний ученик сдавал «заезд в бокс».

Остался доволен ученицей

«Почему с первого раза мало кто сдаёт город?» — спрашиваю я. Павел говорит, что сказывается волнение — все этапы экзамена проходят в один день, и к поездке по городу «студенты» половину правил забывают из-за нервов. Тем более, сейчас в городе придётся делать больше упражнений, чем раньше, а движение стало гораздо интенсивнее, чем семь лет назад, когда я сдавала.

Пока рано говорить, насколько упадёт процент сдавших экзамен с первого раза, но, по словам инструктора, за апрель таких счастливчиков оказалось меньше, чем обычно.

После поездки по экзаменационному маршруту мы возвращаемся на площадку автошколы. Павел говорит, что допущенные мной нарушения делает почти каждый водитель «со стажем».

«В основном те, кто уверенно себя чувствует за рулём, не соблюдают ограничения скорости, очень часто пренебрегают поворотниками, не всегда пропускают пешеходов, — резюмирует Павел. — Несмотря сегодняшние нарушения в виде несоблюдения скоростного режима и объезда ям без включения поворотников, водите вы хорошо, я доволен ученицей». Итак, сдавать экзамен на водительское удостоверение с 1 апреля стало сложнее. «Договориться» не удастся — всё теперь фиксирует видеосъёмка: и процесс вождения, и допущенные ошибки.

Остаётся только надеяться, что ужесточения пойдут на пользу всем участникам дорожного движения.

Дарья Трофимова

Фото Светланы Володиной