В России испокон веков живёт немало странных людей, к которым христианская мораль велит относиться терпимо. Самые безобидные чудаки верят в плоскую Землю и летающих монстров. Чуть больше напрягают общество сторонники всемирных заговоров. Но самыми зловредными считаются противники всевозможных вакцинаций. Насколько это серьёзная проблема для общества, рассказывает врач-эпидемиолог Сергиево-Посадской Районной больницы Ольга ИССА.

— Расскажите о вашем отношении к этой категории людей.

— Я не понимаю людей, которые отказываются от прививок: это ваше личное, добровольное решение. Но потом не нужно пенять на то, что вас где-то недолечили. Я всю жизнь сама вакцинируюсь, своих детей вакцинирую и внуков. Я понимаю, что мне могут сказать: это твои проблемы, делай что хочешь, а я не хочу. Но тогда мы вправе ответить, например, родителям детей, что если они не сделают прививки своему чаду, то потом могут возникнуть трудности с посещением детских садов или школ.

— Например?

— Представим себе, что ребёнок не привит от полиомиелита. Если в группе ведётся вакцинация живым полиомиелитом, ребёнок на 60 дней должен быть выведен из группы. Вакциноассоциируемый полиомиелит никто не отменял. Дети, которые получили прививку, могут стать источником этой болезни для других. Два месяца придётся побыть дома, с бабушкой, в другом детсаду с антипрививочниками.

— Какие самые яркие примеры разрушительного влияния на вашей памяти?

— Одно время таких было много. В 90-е годы, когда я работала в Роспотребнадзоре Нижнего Новгорода, был всплеск заболеваемости дифтерией. Было много и заболевших, и умерших, о которых мы сообщали наверх. Всё это было следствием той антипрививочной кампании, когда люди дружно отказывались от инъекций. То же самое — отказ от прививок кори привёл к тому, что в 2018 году у нас, в Сергиевом Посаде, появились случаи кори, которые не фиксировались десятки лет.

— Сейчас идёт прививочная кампания против коронавируса. Что можно сказать сомневающимся?

— Люди болеют тяжело, у людей серьёзные последствия заболевания. Уже доказано, что у переболевших формируется постковидный синдром (слабость, одышка, потеря обоняния, множественные нарушения работы самых разных систем, длящиеся месяцами. — Ред.). Раз появилась вакцина, почему бы этого всего не избежать?