Киновия. Литография. Конец XIX века

(Продолжение. Начало в № 21 от 24 марта 2021 г.)

Боголюбивая киновия — одна из монашеских обителей Свято-Троицкой Сергиевой лавры — находится в трёх километрах восточнее обители преподобного Сергия, на берегу среднего Скитского пруда. В переводе с греческого языка (κοινός — общий и βίος — жизнь) киновия — одна из форм монашеского общежития, точнее, небольшой общежительный монастырь, подчинённый другому, более крупному.

Ко времени кончины в 1869 году схимонаха Филиппа (Хорева) в братстве основанной им Киновии состояло девять монашествующих и указных послушников, ещё более двух десятков человек пребывали «на испытании к монашескому подвигу». Обитатели Киновии жили в пяти небольших деревянных келейных корпусах; за оградой стоял деревянный странноприимный дом. Имущество обители было невелико, так как постоянных доходных статей она не имела и во многом зависела от пожертвований.

С уходом схимонаха Филиппа Киновией, сменяя друг друга, управляли его сыновья: Галактион, Прокопий и Лазарь. В общей сложности они возглавляли обитель на протяжении четверти века. Вплоть до 1890 года Киновией управлял старший из братьев, иеромонах Галактион (Хорев). Средний брат, иеромонах Прокопий, нёс послушание духовника; младший, Лазарь, проходил чреду священнослужения.

При Галактионе в обители были построены два каменных двухэтажных корпуса: келейный в 1871 году и трапезный в 1875 году. Над главным входом в Киновию, между церковью и трапезным корпусом, поднялась арка святых врат. Чтобы войти во врата, направлявшиеся «к Черниговской» богомольцы пересекали залив Скитского пруда по деревянному мостику и затем поднимались по ступеням лестницы, устроенной по склону холма, на котором стояла Киновия.

***

В феврале 1890 года Собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры утвердил управляющим Киновией среднего брата, иеромонаха Прокопия (Хорева). Но летом 1891 года тот же Собор, недовольный чрезмерной самостоятельностью Прокопия, предложил подчинить Киновию напрямую Гефсиманскому скиту. Так уже было в 1865 году, когда схимонах Филипп с сыновьями удалился в другую епархию. Московский митрополит ответил резолюцией: «Так называемая Киновия есть кладбищенская церковь, при которой погребаются лаврские монахи, и потому заведование ею должно принадлежать Лавре».

В результате Прокопий (Хорев) вновь стал братским духовником. Управляющим же был назначен лаврский иеромонах Палладий (Филиппов). Он укрепил в Киновии порядок, ослабленный после кончины её основателя, добился исправного посещения братией церковных служб, завёл аккуратное ведение приходо-расходных книг, заложил двухэтажное здание гостиницы. Дальнейшей благотворной работе отца Палладия помешала болезнь, по причине которой в марте 1899 года он ушёл на покой и оставался в Киновии вплоть до своей кончины в 1902 году.

Двумя годами ранее, в ноябре 1900 года, скончался «от преклонных лет» иеромонах Галактион (Хорев). Пред кончиной он исповедался перед старцем Варнавой и причастился из рук родного брата Прокопия. Похоронили иеромонаха Галактиона рядом с отцом, схимонахом Филиппом, в нижнем храме Боголюбской церкви.

Богомольцы, идущие по мостику через пруд. Начало XX века

После отставки отца Палладия священноначалие Лавры, учитывая малочисленность киновийской братии (не более 15 монахов и указных послушников), вновь доверило Киновию иеромонаху Прокопию (Хореву). Но повторное его управление было недолгим. В июле 1902 года «за самочинные и неделикатные действия» Прокопий был смещён с должности и «в виду преклонных лет» оставлен в родной обители на покое. Он скончался в январе 1908 года и был похоронен рядом с отцом и старшим братом.

***

После Прокопия управляющим Боголюбивой киновией был назначен постриженик Гефсиманского скита иеромонах Алексий (Мосин). Священноначалие отмечало его усердие в благоустроении вверенной обители. Свидетельствами тому стала каменная ограда длиной 250 сажен, поставленная вокруг Киновии в 1907 году, а также награды и повышения, которыми отмечались труды иеромонаха Алексия. В июле 1909 года он был удостоен наперсного креста от Святейшего Синода; в мае 1915 года произведён во игумена, в 1920 году награждён палицей.

При отце Алексии в Киновии в возрасте 82 лет скончался иеросхимонах Василий (до принятия схимы иеромонах Лазарь), младший и последний из трёх сыновей схимонаха Филиппа (Хорева). Тело отца Василия 4 апреля 1915 года было погребено рядом с отцом и старшими братьями.

Игумену Алексию выпало управлять Киновией в трагическое время крушения Российской империи и становления новой враждебной Православию советской власти. Боголюбивая киновия вскоре столкнулась с этой враждебностью.

Вот сокращённый текст рапорта отца Алексия священноначалию Лавры от 23 августа (5  сентября нов. стиля) 1918 года:

«В ночь с 17 (30) на 18 (31) августа в моём отсутствии, когда я отлучался за покупкой муки в г. Александров, в час ночи вооружёнными людьми был произведён обыск моей кельи и келий братии. В моей келье был взломан несгораемый сундук и взяты из него деньги, всего взято денег 1.100 рублей, из которых было возвращено 341 р. 44 к. Кроме денег, взят мой наперсный серебряный позолоченный крест, серебряный позолоченный ящик для Святых Даров, бинокль и олова слитками 12 фунтов. При обыске братских келий взято у иеромонаха Ипатия 14 р. 55 к. И у монаха Вениамина 10 р. О чём и имею долг донести Духовному Собору».

***

В 1918 году обошлось обысками и допросом отца Алексия по поводу четырёх револьверов: Киновия наряду с Лаврой получила их для вооружения сторожей ещё в неспокойном 1905 году.

Под управлением игумена Алексия Киновия, почти незаметная на фоне соседнего Гефсиманского скита, пережила и события осени 1917 года, и гражданскую войну. В отличие от Лавры, монашеское общежитие в которой было упразднено в ноябре 1919 года, избежала она и закрытия.

Между тем, здоровье игумена Алексия ухудшалось — конечно же, не без влияния внешних событий. Ещё в 1919 году он столь тяжело заболел, что Святейший Патриарх Тихон (Беллавин) утвердил нового управляющего. Но игумен Алексий поборол болезнь и возглавлял Боголюбивую киновию до последних дней своей жизни. Он скончался 27 марта 1921 года в возрасте шестидесяти четырёх лет.

Константин Филимонов

(Продолжение следует.)