Когда говоришь «Загорский космонавт», немедленно возникает вопрос — а кто он? Но он не «кто», а «что». Игрушка. В своё время очень знаменитая и знаковая, памятная тем, чьё детство пришлось на 1960-е годы, на «эпоху покорителей космоса». Её создательницей была Эммма Фёдоровна Фадеева, работавшая в располагавшемся в нашем городе Научно-исследовательском институте игрушки.
Родилась Э. Фадеева в Москве в 1928 году, в семье технарей. Но родители любили искусство и, заметив склонность девочки к творчеству, всячески поддерживали её. Эмма поступила в МАРХИ, училась по специальности «Скульптура», посещала мастерскую Веры Мухиной. По распределению попала в Кунгур, но вернулась в Москву, не найдя себя в монументализме. И в итоге оказалась в Загорске, в НИИ игрушки.
Первые её куклы были мягко-набивные, ручки, ножки и голова — из древесно-опилочной массы, к тому времени сменившей в массовом производстве куклы папье-маше. Лицо, а также туфли были рисованными. Обычно разработанные образцы после их утверждения худсоветом расходились по артелям для производства.
Середина 1950-х годов поставила перед игрушечной индустрией неигрушечные вопросы. Производство, по сути, оставалось архаическим, а продукция грешила то высокой ценой, то браком. Требовалось обращение к принципиально новым материалам и технологиям.
«Первенцем» стала кукла «Иришка», разработанная Эммой Фёдоровной. Она совершенно не походила на всё то, что делала художница и её коллеги до того. Тонкие ножки с большими стопами, большая голова, специфическая шаприровка рук и ног — для современников это было необычно и непривычно.
На различных сайтах, посвящённых советской игрушке, сообщается, что «Иришка» изготавливалась из целлулоида на Тюменском химическом комбинате. Однако публикация в газете «Вперёд» от 9 декабря 1958 года сообщает о ней как о кукле, предназначенной для тиражирования в принципиально новых материалах: «Вместо целлулоида — новые пластические массы — этрол, полиэтилен, капрон, на основе которых разработана новейшая технология изготовления кукол — способом формования на шнек-машине из этрола и полиэтилена. Пластическая масса плавится на специальной шнек-машине и формуется в трубку. Из трубки, заключённой в пресс-форму, воздухом выдувается игрушка. Карусельная установка увеличит производство в 3-4 раза».
***
В 1959 году Эмма Фёдоровна разработала образец игрушки из полиэтилена «Космонавт». Каким будет костюм космического путешественника, тогда ещё никто не знал. Считается, что за основу внешнего вида игрушки было взято обмундирование водолаза, хотя к тому времени гипотетические образы космонавтов уже присутствовали в книжно-журнальной графике (иллюстрации к отечественной и зарубежной фантастике, рисунки из журналов «Техника — молодёжи», «Знание — сила»). Вполне возможно, они тоже повлияли на облик «загорского космонавта». Несмотря на актуальность темы, поначалу худсовет игрушку не принял и в производство не допустил. Якобы решили подождать до полёта человека в космос. Вполне возможно, учитывая космическое соревнование СССР и США: кто будет первым, советский космонавт или американский астронавт? Вопрос решился сам собой после полёта Юрия Гагарина. Журнал «Весёлые картинки» откликнулся на событие рисунком художника М. Битного и стихами: «И матрёшки очень рады, И Петрушка очень рад — Потому что у игрушек Появился новый брат!»
***
Художница разработала несколько разновидностей «Космонавта». Наиболее интересен космонавт ростом 34 сантиметра. У него стационарные ноги, руки с шарнировкой, а шлем имеет прозрачную часть, выполненную из плексигласа — органического стекла. Но самым популярным стал самый маленький из «космических братьев» — 15-сантиметровый покоритель космоса. Он выпускался в нескольких вариантах: у одной модели руки прижаты к туловищу («столбик»), у другой раздвинуты в стороны.
В АПРЕЛЕ 1961 ГОДА НОВАЯ ИГРУШКА БЫЛА ВЫПУЩЕНА КОЛОССАЛЬНЫМ ТИРАЖОМ В 1 МИЛЛИОН ЭКЗЕМПЛЯРОВ МОСКОВСКОЙ ФАБРИКОЙ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИГРУШКА».
НА ЭТУ ОТВЕТСТВЕННУЮ РАБОТУ УШЛО ТРИ ДНЯ.
***
К этому времени Эмма Фёдоровна по семейным обстоятельствам уже покинула Институт игрушки и перешла на Комбинат прикладного искусства Московского отделения художественного фонда РСФСР. И следующий её космический образ «родился» в Москве при следующих обстоятельствах.
В 1965 году в свет вышел роман-сказка Николая Носова «Незнайка на Луне» с иллюстрациями Генриха Валька. Эмма Фёдоровна откликнулась на неё новой работой, куклой «Незнайка-космонавт», во многом повторяющей разработку 1959 года. Однако лицо куклы — не абстрактный положительный старший дошкольник, как в предыдущей разработке, а узнаваемый носовский герой, уже находивший до этого воплощение в кукольных образах.
По подсчётам самой Эммы Фёдоровны, она разработала более 300 моделей кукол. Игрушки её авторства имели колоссальный успех, ими интересовались за рубежом, в Западной Европе, США, Канаде. Сейчас за «фадеевскими» куклами охотятся коллекционеры. И среди самых заветных для них находок — «Загорский космонавт»
Алекс Рдултовский