Тридцать лет назад, 17 марта 1991 года, жители Загорского района приняли участие в референдуме о дальнейшей судьбе Союза Советских Социалистических Республик. Впервые в истории страны гражданам СССР предстояло ответить «да» или «нет» самому существованию союзного государства. Голосованию предшествовала широкая дискуссия, развернувшаяся, в том числе, на страницах печати. Газета «Вперёд» не оставалась в стороне от этих событий.
Решение о проведении референдума было принято Съездом народных депутатов СССР 27 декабря 1990 года и оформлено к действию постановлением Верховного Совета СССР 16 января 1991 года. Интересно, что в течение ещё целого месяца никаких публикаций на эту тему в местной печати не было вовсе. Судя по статьям журналистов и письмам в редакцию, жителей Загорского района беспокоило совсем другое: столкновения армии и протестующих в Литве, повальный дефицит продовольствия и товаров первой необходимости, кризис промышленности и сельского хозяйства, борьба местного Совета депутатов с горкомом КПСС, свобода слова и печати, поступление гуманитарной помощи из Германии…
ОГОЛОДАЛИ
Последняя проблема — как ни странно — оказалась необыкновенно острой. Вот характерная цитата: «Вчера была такая ситуация, что мы, честно говоря, испугались, — выделив минуту свободного времени, рассказала народный депутат Л. А. Горбатова, ответственная за выдачу посылок. — Со всех дверей и даже окон в здание лезли и старики, и старухи, и молодые мамаши и папаши. Мы думали: вот сейчас ворвутся и снесут здесь всё… Пришлось вызывать подкрепление милиции». Из того же репортажа Ларисы Войтковой мы узнаём, что посылки в количестве 7880 штук на семи фурах были доставлены в Загорск в середине января 1991 года. Гуманитарная помощь, собранная на средства жителей небольшого немецкого города Пассау, включала в себя крупы, муку, сахар, растительное масло, кофе, чай и сладости. При распределении посылок через собес ежедневно возникали скандалы, город будоражили слухи, в газету поступали гневные звонки с жалобами тех, кому «жёлтый ящик» не достался. Одно это характеризует эпоху весьма красочно. В те же дни в газете публиковались объявления такого, например, толка: «В исполкоме горсовета сообщили, что в феврале изменились нормы отпуска продуктов в Загорске. На один талон будут выдаваться 10 штук яиц и 250 граммов сливочного масла». Уточним — это на месяц. В письме в редакцию, опубликованном на первой полосе, ветераны труда ЗОМЗа негодовали по поводу выдачи ненужных им «водочных» и «табачных» талонов, требуя заменить их на талоны продовольственные или хотя бы на носки, и то была бы польза. И здесь же рядом — первое свидетельство подготовки к предстоящему референдуму. Незаметное объявление за подписью идеологического отдела ГК КПСС гласило: «Семинар пропагандистов по теме «Союзный договор и политическая ситуация в стране» состоится 19 февраля в 14 часов в Малом зале Дворца культуры им. Ю. А. Гагарина».
«ИЗБИРАТЕЛЬ ДОЛЖЕН РАСПИСАТЬСЯ»
21 февраля в газете всё же вышла первая более-менее подробная статья о предстоящем референдуме. С высоты сегодняшнего дня интересны некоторые нюансы. «Одно новшество — за получение бюллетеней избиратель должен расписаться. Это позволит избежать голосования вместо вас, гарантирует объективность референдума», — говорилось в тексте публикации. Здесь же сообщалось о недовольстве городских первичек КПСС тем, что значительная часть работы по подготовке к референдуму, вероятно, ляжет на их плечи. «Опять вся черновая работа на нас, а кто будет вести пропагандистскую работу?» «Почему опять всё делаем мы в пожарном порядке — на формирование комиссий всего два дня?» «Опять всё возьмём на себя, а потом скажут: «Коммунисты всё завалили!». Ответы и объяснения представителя городского Совета И. И. Котока мало кого убедили», — сообщал присутствовавший на семинаре Юрий Степанов. В результате было решено обратиться ко всем общественным организациям с просьбой о содействии в подготовке референдума. Газета «Вперёд», в свою очередь, заявила о готовности «предоставить возможность партиям, общественным организациям, депутатам и отдельным гражданам высказать свою позицию к вопросам референдума».
МНЕНИЯ
И они высказывались. Например, критике подвергалась сама довольно-таки витиеватая формулировка вынесенного на референдум вопроса. «Даже человек с высшим образованием не сразу сообразит, что ответить: «да» или «нет». Поэтому Советам всех уровней, депутатам необходимо срочно начать разъяснительную работу», — указывал житель Загорска В. Быков. С ним по-своему соглашался рабочий ЗЭМЗа Ю. Козлов: «Представьте себе такую ситуацию: в загсе молодым вместо традиционного «Желаете ли взять в жёны (или мужья)…» будет задан вопрос: «Считаете ли вы необходимым создать нерушимую образцовую советскую семью на базе свободной любви, в которой мир, согласие и взаимное уважение будут сочетаться с полной свободой вкусов, привычек и пристрастий вашего избранника (избранницы)…». Абсурд, не правда ли? Однако нечто подобное предложено нашему народу на референдуме». В том же письме в редакцию Ю. Козлов задавался логичным, в общем-то, вопросом: какой смысл проводить всесоюзный референдум, если уже известно, что часть республик (вся Прибалтика, а также Армения, Грузия и Молдавия) его проигнорируют? «Представьте себе, трудящиеся солнечного Узбекистана проголосуют за Союз, а гордые жители Грузии, не участвовавшие в референдуме, с покорностью выполнят «волю большинства»? Нет, скорее всего, подобное давление вызовет в «мятежных республиках» новый взрыв национализма и рост напряжённости», — прозорливо замечал он.
Своими размышлениями делился с земляками критически настроенный житель пос. Новостройка А. Широков: «Нам предлагают подтвердить приверженность тому государственному устройству и форме правления, которые уже привели нас к столь печальным последствиям. Все разговоры об «обновлённом Союзе» и о правах немногого стоят, потому что обновлённый — это не новый, а слегка отредактированный старый». В заключение автор заметки «Да и нет не говорите…» предлагал читателям прийти на участок, взять бюллетень, но голосование проигнорировать.
Председатель городского комитета ветеранов А. Голубев придерживался иного мнения: «Сейчас определённая часть политиков, борющихся за власть, провоцирует межнациональные конфликты, которые наносят непоправимый вред перестройке, отдаляют наведение порядка в стране, стремятся разделить Союз, развести его по национальным квартирам… Поддержите наше к вам обращение делом — голосованием за единый Союз!»
Накануне референдума, 16 марта, к дискуссии с подачи журналистов «Вперёд» подключилась и «тяжёлая артиллерия». Председатель Загорского горсовета Николай Дёмин писал: «Как бы мы ни называли его, Союз нужен. Отдельно каждая республика не в состоянии строить свою экономику, обеспечить людям нормальную жизнь. Наше государство сложилось задолго до 1917 года. А национальный вопрос? Ведь ни в одной республике нет однородного состава населения, все нации перемешались. Разделяться — значит резать по живому».
Схожие мысли высказывал и первый секретарь ГК КПСС Василий Гончаров: «С моей точки зрения ни один здравомыслящий человек, искренне исповедующий приоритет общечеловеческих ценностей, не может сказать «нет» Союзу. В цепочке этих ценностей Родина, Отечество занимают одно из первых мест. Полагаю, сегодня очень многие понимают, что та дорога к развалу, на которую нас подталкивают, ссылаясь на нынешнее бедственное положение в стране, «не приведёт к Храму».
БЕСПОЛЕЗНЫЕ ИТОГИ
В Загорском районе на участки пришли 75,4 % жителей. Голоса распределились следующим образом: «да» — 60,4 %, «нет» — 36,7 %. В целом по стране в голосовании приняли участие 79,5 % граждан СССР. «Да» существованию Союза ответили 76,4 %, «нет» — 21,7 %. На вопросы республиканского референдума о необходимости введения должности президента РСФСР «да» ответили 75,5 % загорчан, «нет» — 22,4 %. Общероссийские итоги были схожими: «за» — 69,85 %, «нет» — 28,01 %.
Первые выборы президента РСФСР прошли тремя месяцами позже, 12 июня 1991 года. На них с большим отрывом победил Борис Ельцин.
К вопросу о неизбежности или случайности событий стоит напомнить, что в мае 1990 года Борис Николаевич был избран председателем Верховного Совета РСФСР в сложной борьбе и практически чудом: «за» проголосовали 535 депутатов при кворуме в 531 голос. С известной долей условности можно сказать, что эти четверо неизвестных поимённо депутатов в конечном счёте предопределили судьбу огромной страны.
8 декабря 1991 года главы трёх из четырёх республик, основателей СССР —Белоруссии, России и Украины — подписали «Беловежские соглашения». В них констатировался распад СССР и объявлялось о создании Содружества независимых государств.
Органы власти Советского Союза как субъекта международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года.
Александр Гирлин