Статистические сводки федерального оперштаба по борьбе с COVID-19 вызывают настороженность и тревогу. Те, кто следит за инфекцией с первого дня, отмечают довольно высокую смертность: на 9500 новых заболевших приходится 350-450 летальных исходов (4-5 %). Прокомментировать текущую эпидемиологическую ситуацию редакция попросила главного врача Сергиево-Посадской районной больницы Олега ДМИТРИЕВА.

— Чем можно объяснить такие показатели смертности?

— Она сильно снижаться и не должна. Это показатель относительный, исчисляющийся от числа заболевших. Действительно, мы видим, что происходит уменьшение числа новых случаев заражения, но в силу особенности заболевания и взаимного отягощения коронавирусной инфекции и других болезней, летальность остаётся высокой.

— А в разрезе эволюции: можно сказать, что коронавирус не теряет хватку, а становится злее?

— Нет. Инфекция не становится злее. Мы видим те же уровни летальности. Но полученный за год работы с коронавирусом опыт позволил продвинуться на пути понимания, как лечить. Мы начинали с другими представлениями о ковиде. На первых этапах, например, рассматривались в качестве обязательных такие антибактериальные препараты, как «Сумамед» и «Левофлоксацин», которые утратили свою актуальность. На тот момент отсутствовал препарат «Фавипиравир», который сейчас используем при лечении лёгких и среднетяжёлых форм.

— А лекарства, изобретённые специально для борьбы с коронавирусом, доказали эффективность?

— Да. И улучшение организации оказания помощи в целом, и чёткое понимание механизмов воздействия на вирус лекарствами даёт свои плоды.

— Стоит ли бояться новых штаммов?

— Появление новых штаммов неизбежно. Любой вирус со временем мимикрирует, изменяется, трансформируется и мутирует. Он не становится от этого более ужасным, но остаётся грозным и даёт целый перечень осложнений. Рано или поздно, по мере достижения иммунизированной прослойки, вирус перестанет быть агрессивным и перейдёт в разряд сезонных вирусов. Конечно, мы хотим, чтобы это случилось как можно раньше.

— Постепенно у человечества накапливается опыт прививочной кампании. Есть ли научное подтверждение тому, что вакцина даёт больше антител, чем перенесённый COVID-19?

— На днях мне попалась на глаза статья американского медицинского журнала JAMA. Проводилось исследование трёх групп людей: больных (с 9 по 20 день болезни), переболевших (с 30 по 90 день) и вакцинировавшихся. Их обследовали на содержание антител к четырём модификациям вирусов. Результаты: двадцать остро инфицированных пациентов предоставили показатели антител от 86 до 141. Двадцать выздоравливающих — показатели от 91 до 161. Образцы у 14 вакцинированных показали от 804 до 1709. Вывод из того простой: вакцинопрофилактика даёт большую защиту, чем болезнь.