Продукты в последнее время дорожают быстрее, чем растёт содержимое наших бумажников. Даже самые ленивые начали считать каждую копейку. Поэтому вдвойне неприятно, когда за отданную сумму вы получаете меньше, чем планировали взять.

Так, например, произошло с моей подругой, которая, купив в частной лавочке сыр и колбасу, обнаружила дома, что её обвесили в каждой позиции более чем на 100 граммов! Пришлось идти обратно в магазин, отстаивать свои права. Примечательно, что продавец даже не попытался спорить, молча вернул разницу. Но вот как быть, когда недовес вы обнаружили в супермаркете, причём в расфасованном товаре? В соцсетях уверяют, такие случаи не редки. Мы решили провести своё расследование и оценить, насколько добросовестно производители фасуют продукты. А заодно выяснить, как действовать потребителю, который обнаружил недостачу.

Перчик всех подвёл

Почему-то именно в супермаркетах чувствуешь себя больше всего бесправным. Товар приходит сюда уже расфасованным, повторно на весы его не ставят, и если в упаковке недовес, то вроде как и спросить не с кого. Но с другой стороны мы, покупатели, тоже в этом не виноваты и желаем за свои кровные получить всё до последнего грамма. «Сейчас быстро всех выведем на чистую воду», — бодро решили мы, направляясь в первый сетевик, «Карусель».

Однако сокрушительного разоблачения не получилось. В поисках недовеса мы честно сравнили более двадцати позиций, и везде вес товара был выше на несколько граммов. Так, рис, гречу и муку насыпали с походом на 10 граммов. Не поскупился производитель и на сладости — карамель «Мечта» весила ровно 250 граммов, а батончики «Рот Фронт» показали плюсом 8 граммов. Варёная колбаса превысила заявленный вес на 20 граммов, а кусок сыра аж на 62 грамма. Порадовала и курица: хоть на 20 граммов, но всё же в нашу пользу. Видно, что гипермаркет старается, марку держит и на покупателях не экономит.

Хочется добавить, что бегать за кассу к контрольным весам не пришлось, любой товар можно легко завесить в торговом зале, где покупатели самостоятельно набирают овощи и фрукты.

Вторую контрольную вылазку мы сделали в супермаркет «Пятёрочка». Проконтролировать вес товара здесь оказалось сложнее. Дело в том, что в торговом зале измерительного прибора нет, набранная покупателями морковка и картошка взвешиваются на кассе (дабы покупатель не жульничал). Контрольные весы ждут вас только на выходе, когда вы с чеком уже преодолели кассовый рубеж. А это значит, что в случае вашего недовольства процедура возврата товара и средств за него изрядно затянется.

Чего нам решительно не хотелось, поэтому пришлось, минуя кассу, под бдительным взглядом охраны проследовать к контрольным весам. Надо сказать, что разоблачения торговцев и тут не случилось. И картофель, и помидоры, и яблоки на несколько граммов превышали заявленный производителем вес. А упаковка огурцов оказалась больше аж на 50 граммов! Видимо фасовщики закладывали товар не только с учётом веса картонного лотка и целлофана, но и с расчётом на усушку и утряску овощей. Весовой контроль не прошли только перцы: прибор предательски выдал недовес 24 грамма. На наш взгляд, не сильно криминальная погрешность.

Ещё одно маленькое наблюдение: я ни разу не видела, чтобы покупатели в супермаркетах перевешивали на контрольных весах купленный товар, тогда как на обычном рынке это нормальная практика. Так велик у нас кредит доверия к торговым сетям, но всё же не стоит забывать, что и на старуху бывает проруха: на предприятии-производителе могут быть не отрегулированы весы или контроль над весом осуществляться из рук вон плохо. Поэтому советуем периодически проверять, чтобы вес продукта соответствовал заявленному на этикетке, ведь потребитель вправе получить за свои деньги качественный товар в полном объёме.

Штраф за обман

Согласно статье КоАП РФ 14.7 «Обман потребителей», обмеривание, обвешивание или обсчёт потребителей влечёт наложение административного штрафа:

• на физических лиц — от 3 до 5 тысяч рублей

• на должностных лиц — от 10 тысяч до 30 тысяч рублей

• на юридических лиц — от 20 тысяч до 50 тысяч рублей

Куда жаловаться?

Как рассказали нам в территориальном отделе Роспотребнадзора, с жалобами на недовес граждане обращаются довольно редко. В год может поступить не больше двух-трёх заявок. Споры подобного рода люди, как правило, стараются решить на берегу, без траты времени на уполномоченные инстанции. Если разобраться не удалось, существует несколько законных способов добиться восстановления нарушенных прав:

• обратиться непосредственно к продавцу или представителю торговой точки для повторного взвешивания товара, в том числе на контрольных весах магазина или рынка;

• предъявить претензию о возврате денежных средств за покупку уполномоченному представителю магазина, либо об отпуске товара надлежащего веса;

• зафиксировать факт нарушения и обратиться с жалобой в службу Роспотребнадзора. (Важно: подача обращения через официальный сайт (rospotrebnadzor. ru — раздел «для граждан») недействительна без авторизации в ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации);

• предпринять процедуру привлечения продавца к ответственности по Закону о защите прав потребителя

Оксана Перевозникова

Фото Светланы Володиной