С 1 января все данные о транспортных средствах, на которых передвигаются граждане с подтверждённой инвалидностью, были внесены в единый для всей страны реестр. Освобождает ли это от необходимости устанавливать на лобовое стекло авто соответствующий знак?

Сложности «перевода»

Руководитель центра «Время надежды» Ирина Громова — водитель с многолетним стажем. Её постоянный спутник в поездках — сын Ванечка, особенный мальчишка, которому требуются не только регулярные визиты к врачам, но и занятия в Центре, элементарные прогулки. Семья ведёт активный образ жизни, поэтому машина — их верный друг и помощник. Новость о том, что в стране формируется единый реестр транспортных средств, на которых передвигаются и взрослые, и дети с ограниченными возможностями, её порадовала. «В конце прошлого года в местном отделении Пенсионного фонда нам сообщили, что нужно регистрировать транспортные средства в едином реестре на портале Госуслуг. Мы решили, что это очень удобно, так как знак, который ранее выдавался Бюро медико-социальной экспертизы, нужно всегда возить с собой. Кроме того, его было неудобно устанавливать», — рассказывает женщина.

После того как был создан единый реестр, знаки «Инвалид» выдавать перестали. Отметим, что к нему у граждан имелась масса претензий, слишком уж много личной информации он содержал: фамилия, имя и отчество пассажира или водителя с ограниченными возможностями здоровья, дата его рождения, серия и номер справки, подтверждающей инвалидность, группа инвалидности, дата выдачи знака. Действительно, многовато личной информации для листка, который должен красоваться на стекле автомобиля.

Люди рассудили: раз реестр работает по всей стране (до 1 января 2021 года действовал только в столице), то и лепить на ветровое или заднее стекло «знак 8.17» более не требуется. И кстати, об этом даже писали некоторые СМИ. Как выяснилось позднее, информация оказалась ошибочной

Чуть не увели «коня»

Буквально на днях с Ириной Громовой произошла довольно неприятная история. «Я припарковала машину в центре, на отведённом законом месте. Пошла по своим делам. Возвращаюсь, а машину готовится увозить эвакуатор. Инспектор стоял на своём: мол, я нарушаю. Я говорю ему: «Проверьте реестр!», а он мне в ответ одно говорит — знака на стекле нет, и это нарушение», — рассказывает автоледи.

Отвоевать авто у эвакуаторщика Ирина успела, протокол выписан не был. Обычно в таких случаях нарушителю грозит штраф — 5000 рублей. Ещё столько же водитель отдаст на штрафстоянке — уже за хранение самого автомобиля. Со вторых суток, кстати, там начинается почасовая оплата, то есть чем дольше хозяин не забирает авто, тем дороже обойдётся эта услуга.

Ирина Громова обратилась за разъяснением к представителю уполномоченного по правам человека в Московской области по Сергиево-Посадскому городскому округу Татьяне Накоряковой.

Был, есть и будет?

По словам Татьяны Накоряковой, изначально реестр создавался исключительно для систем автоматической видеофиксации в крупных городах. Камеры способны считать номер, но при этом они не «видят» знака «Инвалид». Словом, им без разницы, кто занимает парковочное место — обычный гражданин или особенный — штрафовать по камерам могли всех. Понимать, кто есть кто, как раз и помогал реестр. Кстати, ещё лет десять назад роль видеокамер исполняли сотрудники дорожных служб: они инспектировали стоянки и вручную, при помощи планшета и программы «пробивали» каждое авто без знака «Инвалид».

«Единый реестр введён, но изменений в ПДД не последовало. Сейчас при парковке на месте для инвалида по-прежнему требуется наличие знака. Хочется обратиться к дорожной полиции, чтобы перед эвакуацией сотрудники ГИБДД обязательно сверялись с реестром — иногда люди с ограниченными возможностями здоровья, обременённые многими проблемами, забывают установить знак», — объясняет Татьяна Накорякова

В Сергиевом Посаде нарушителей по старинке отслеживает дорожная полиция. Но договориться с представителями ГИБДД бывает примерно так же сложно, как и с беспристрастным «оком» камеры.

По словам представителя, это уже третье подобное обращение в приёмную с начала года. Но сколько тех, кто предпочёл не разбираться в ситуации, а молча заплатить?

Что делать тем, кто был пойман на парковке без специального знака? Правозащитники уверяют: протокол можно оспорить и выйти из ситуации с наименьшими финансовыми потерями. «КоАП предусматривает освобождение лица от наказания в связи с малой значимостью нарушения, это можно сделать через мировой суд. Если человек не согласен с решением инспектора, он должен указать это в протоколе, что позволит забрать авто со штрафстоянки бесплатно. В случае отмены протокола штраф также можно будет не оплачивать», — разъясняет адвокат Алексей Назаркин.

Предупредите!

Подать заявление о размещении сведений о транспортном средстве в государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов» можно через личный кабинет на портале Госуслуг и через МФЦ. «На сайтах всех организаций размещена инструкция — кто имеет законную возможность парковаться на специальных местах для инвалидов, подробно рассказано, почему нужен знак, который можно купить в любом магазине автозапчастей. Хочется обратиться к сотрудникам многофункциональных центров: разъясняйте обратившимся, что знак необходим», — говорит Татьяна Накорякова.

Отменят ли знак «Инвалид» в будущем? Это большой вопрос. Как сообщает официальное издание правительства РФ «Российская газета», главный эксперт по безопасности дорожного движения Григорий Шумахин направил соответствующий запрос в Госавтоинспекцию МВД России. «Вместе с тем отсутствие сведений о транспортном средстве в федеральном реестре инвалидов не является основанием для привлечения к административной ответственности.

В настоящее время работа по изменению Правил дорожного движения в части внесения требований об обязательном наличии информации о транспортных средствах, управляемых инвалидами и (или) перевозящих инвалидов, в федеральном реестре инвалидов не ведётся», — сообщает издание.

Евгения Николаева