В этом году две многодетные семьи, где воспитывается семь и более детей, получили от государства средства на улучшение жилищных условий. Одна из них — семья Валерия и Оксаны Фёдоровых. По количеству детей, которые требуются для участия в про- грамме «Жилище», они рекордсмены — у них их уже восемь. А вот с жильём вышла беда, в их частном доме на Южном посёлке случился пожар. Средств на восстановление жилья у погорельцев нет, так что поддержка государства пришлась как нельзя кстати. О счастливой истории счастливого семейства нам рассказал глава Фёдоровых Валерий.
Как магнитом притянуло
Казалось, встречи этой пары ничто не предвещало. Он с северного Пскова, она с южного Абакана — где же тут пересечься? Но судьба как магнитом притянула обоих в Абрамцевское художественное училище: её на факультет керамики, его на обработку дерева и камня.
Первый раз Валерий столкнулся с Оксаной в коридоре общежития. «Вот бы она была моей женой!» — пронеслось в голове, настолько образ девушки походил на его представление об избраннице. Но с мечтой пришлось повременить, молодого художника призвали в армию. Как считает Валерий, Оксана в тот момент даже бровью в его сторону не повела. Женщины склонны смотреть не на внешность, а на поступки, на которые времени тогда не хватило.
Зато вынужденная отсрочка позволила ему возмужать, вырасти как личность. И, вернувшись из армии, объединить вокруг себя таких же поборников русской культуры, пронизанных идеями христианского восхождения на уровне Достоевского и Пушкина — русского интеллигентского духа, не смешанного с нигилизмом. Православная молодёжь, включая и Оксану, стала по вечерам собираться в трапезной училища, беседовать на волнующие их темы, играть на гитарах, готовить вместе пищу. Общие интересы ещё больше сблизили молодых людей, однако жизнь тут же поставила перед ними очередное препятствие — Валерий поступил в иконописную школу Лавры. Пути расходились, но снова сработал магнит, через год Ксюша поступила в ту же академию.
«Это был её духовный выбор — не пойти в институт, а повернуть образование по направлению Духовной академии. Для меня, погружённого в среду семинаристов и монахов, это был, как светлый лучик», — признаётся Валерий.
Хочешь счастья? Молись
С той поры мысли о девушке не покидали молодого художника, но сделать признание духу не хватало. К тому же перед каждым студентом школы стоял выбор — семья или монашество. И последнее не было лишено романтизма, скорбный и ответственный путь служения Богу и ближнему по-своему привлекал молодёжь. Задумывался о нём и Валерий.
Однажды студентов академии отправили на реставрацию храма в Коломну. На дворе вовсю бушевал май. «Возле нашей академии в Лавре росли фиалки, их регулярно скашивали газонокосилкой, и мне захотелось их ей подарить! Я собрал цветы в банку, сел на велосипед и поехал до Коломны. Весь день добирался, измучился, привёз и поставил на леса возле колонны, где она реставрировала воинов. Лишь спустя время я признался, кто цветы подарил», — вспоминает Валерий.
Помимо художников, в храме было много семинаристов, один из них обратил внимание на Оксану. Высокий, статный, облаченный в чёрный подрясник, он внешностью напоминал Петра Великого. И конечно, художнику в растянутом свитере и затёртых джинсах было сложно с таким конкурировать. .«Как-то мы вышли с ним после службы, и он меня спросил: «Эту девочку в джинсовом платье как зовут?» Я был настолько поражён, что кто-то кроме меня может на Ксюшу претендовать. Что же делать? И тут мне всплыли слова моего наставника: «Хочешь счастья? Молись», — вспоминает Валерий.
И он стал молиться каждый день. На Ксюшу решил не давить, пусть сама решает, с кем строить семью. Если судьба, то будут вместе, а нет, любимая должна быть счастлива с достойным человеком. Но не сдержался, признание вырвалось само собой в переполненной народом электричке. Предложение руки и сердца Оксана сразу не приняла, взяла паузу, но потом всё же ответила влюблённому художнику согласием. Оказалось, что статный семинарист в её планы даже не входил.
На погляд оно вернее
За благословением молодые поехали сначала на родину Валерия в Псков. Особо переживали, когда решились спросить мнения старца. Что делать-то, если скажет «Нет»?
«Но я всегда считал, что нужно самому принимать решение, а не перекладывать этот груз ответственности на других. Это мой путь. Помню, отец деду говорил: «Как ты выбираешь поросят и ещё ни разу не ошибся?» «Ой, не знаю. Один хвост крутит, другой в пятак целует, а я как-то так, на погляд», — отвечал дед. На самом деле он прав, жену мы тоже выбираем на погляд, надо себя проверять, потянешь ли, а не взвешивать другого», — считает Фёдоров.
Свадьбу они играли уже в Сергиевом Посаде. Банкет закатили в столовой трикотажной фабрики с гармонистом и гусляром. На церемонию венчания Оксана собственноручно сшила им свадебные наряды. Валерию изготовили длинную рубаху времён Фёдора Годунова, из белого шёлка с золотым шитьём. Для сарафана невесты Ксюша специально ходила в музей Кремля, смотрела вышивку. Потом ездила за шёлковой тканью на фабрику «Красная роза», а кокошник, тоже скопированный по старинным образцам, расшивала жемчугом.
Три сыночка и лапочки дочки
Как признаётся Валерий, такую большую семью они не планировали, просто не действовали наперекор судьбе, давая новым росткам свободно взойти на их семейной грядке. И страха, что не потянут так много детей, никогда не испытывали.
Их первой дочери Ирине уже исполнилось 19 лет. Девушка учится в художественном лицее, планирует продолжить родительскую династию. Второму сыну Алексею 16 лет, он окончил музыкальную школу по классу виолончели и поступил в архитектурный колледж. Третьим в семье появился Сергей, сейчас ему 14 лет, это главный помощник отца по хозяйству. Четвёртой дочке Оле 13 лет, девочка очень любит рисовать и петь. Машенька родилась пятой, в свои 11 лет она делает большие успехи по игре на скрипке. Шестой дочке Еве идёт девятый год, глядя на сестру, она тоже увлеклась скрипкой. Кстати, это первый из последних трёх детей, кого они родили в домашних условиях. Причём папа тоже участвовал в процессе появления дочери на свет. Следом, седьмой, в семье появилась Хрисия, ей 7 лет, в этом году она пошла в 1 класс. Самому младшему из Фёдоровых Георгию 5 лет.
Чтобы восемь не по лавкам
Сейчас Фёдоровы готовятся к переезду в собственное жильё, которого они не имели уже несколько лет. Вспыхнувшая в частном доме старая проводка в одночасье превратила семью в скитальцев. Хорошо, нашлись друзья, не оставили на улице, приютили погорельцев. «Мы уже подыскали коттедж с отделкой, чтобы можно было сразу въехать и жить. Там огромная столовая, как раз для нашей большой семьи. Девочкам хочу выделить комнаты побольше, а мальчишки могут и в тесноте, как в подводной лодке», — рассуждает отец семейства.
На прощанье Валерий поделился с нами интересной семейной традицией: своих сыновей он не стрижёт до семи лет. «Это повелось ещё с времён русских князей. Младенцев не стригли и одевали в платья, такая тема ангельского равенства, до отрочества, когда разрешена первая исповедь», — пояснил Фёдоров. К семилетию Георгия и первому постригу он уже готовит маленькую кольчугу и планирует выковать меч.
Оксана Перевозникова
Фото Светланы Володиной