При всём желании позитивно о 2020-­м говорить сложно. Цифры в дате как будто подтверждают: год выдался на «двоечку», и в некоторых смыслах даже заставил обнулиться. Такого передела во всех сферах точно никто не ожидал. Пандемия смешала карты, с одного чиха отправив страны в локдаун и вызвав только острое желание, чтобы год Крысы поскорее ушёл, уступив место Быку. На которого сейчас вся надежда — не подставит, сдюжит, вывезет планету, погрязшую в смертях, болезнях и экономическом кризисе. Но мы всё же попробуем найти и светлую сторону этой «чёрной метки». Какие уроки мы вынесли из 2020-­го и чему не помешала вирусная «эволюция»?

Жизнь — главная ценность

Это, наверное, самый важный урок, который преподнесла пандемия. Мы, конечно, и раньше об этом знали, но со всей жестокой очевидностью ценность жизни проступила лишь в этом году. Когда каждый день, как в военное время, приносил свежую сводку — сколько случаев заражения подтверждено, сколько людей выздоровело, скончалось… В этих графах к концу года любой из нас уже видел не просто цифры, а родных, друзей и знакомых. Это нам знак, чтобы ценили близких не где­-то завтра, а здесь и сейчас, потому что потом уже может не быть.

И чтобы в графах этих сводок не прибывало, нам пришлось делать простые, но крайне важные вещие — регулярно мыть руки, носить медицинские маски и перчатки, контролировать температуру, проветривать и дезинфицировать помещения, и принять как данность, что врачи и медсёстры нашей РБ и Центра акушерства и гинекологии работают только на ковид. С головы до пят замурованные в защитные халаты, рискуя своим здоровьем, они до сих пор буквально живут на работе, спасая жизни других. Герои нашего времени, которых мы просто обязаны поблагодарить.

Потребность помогать бескорыстно

Ещё один штрих к портрету этого года. Вы готовы стать волонтёром? Всегда готов! И это не только старшее поколение, воспитанное на идеалах пионерии, а современная и, как многие считают, меркантильная молодёжь, которая ощутила потребность прийти на помощь не за рубли, а по зову сердца. И они, пока действовал режим самоизоляции, бегали пенсионерам за продуктами, покупали лекарства, развозили продуктовые наборы, раздавали медицинские маски на улицах.

Способность сопереживать и доброта оказались востребованнее и ценнее материальных благ. Помогать просто так, бескорыстно, от сердца к сердцу, получая взамен лишь благодарность и чувство того, что ты сделал жизнь другого чуточку лучше.

Самоизоляция — повод для развития

Период, когда в апреле президент РФ объявил всероссийские каникулы и нас посадили на самоизоляцию, для многих был тяжёлым, но вместе с тем уникальным опытом. Нас, привыкших вертеться в круговороте дел, как будто поместили в вакуум и сказали: «Теперь живите тут». Кухня, спальня, гостиная, балкон и максимум — поход в магазин. Никаких встреч с друзьями, фитнес­залов, кафе и прочих привычных радостей жизни.

Реальность резко сузилась до рамок одной квартиры. Впору впасть в депрессию, и кто­-то, возможно, впал. Но в то же время это дало многим возможность делать то, на что раньше не хватало сил и времени. Например, устраивать душевные семейные ужины, наработать привычку ежедневно делать зарядку, начать рисовать картины, изучить английский, начитаться всласть или научиться печь пироги.

Интересно, что на этом этапе к нашей жизни в режиме онлайн активно подключились различные компании и учреждения, которым также пришлось встать на паузу. Фитнес­-клубы проводили виртуальные тренировки, дома культуры и библиотеки устраивали в сети мастер­-классы, а музеи — видео­-лекции.

Удалёнка — не приговор

Как часто многие из нас восклицали: «Господи, хоть бы сегодня на работу не ходить!» Дождались. Уже в марте многие компании перевели большинство сотрудников на удалёнку. Кто­-то тут же запросился обратно, другим понравилось работать дома, не теряя времени на дорогу. Главный урок, который мы вынесли, удалёнка — не приговор, а новый формат привычной работы.

Практически полностью в режим онлайн перешла работать и администрация округа. Все совещания проводились по видеоконференцсвязи. Онлайн-­заседания Совета депутатов транслировались напрямую в youtube, так что возможность присутствовать на них получил каждый житель. По удалёнке в этом году принимался даже муниципальный бюджет. Главное, что этот невольный эксперимент показал, что такая форма работы также эффективна, как и в кабинетах. А значит, при необходимости её можно будет практиковать и после окончания пандемии.

Ветераны, мы не забыли

Хотели отпраздновать с помпой, а вышло по-­домашнему. Пышных торжеств на 75-­летие Победы в Великой Отечественной войне из­-за пандемии не получилось. В мае все массовые мероприятия пришлось отменить, побоялись за наших ветеранов, но не забыли их подвиг.

Праздник перешёл в иной формат. Была поставлена задача дойти до каждого. И дошли. С концертами военных лет во дворах, с подарками каждому ветерану, с газетными публикациями и телерепортажами о героях Отечественной войны. К поздравлениям смог присоединиться буквально каждый, просто показать, что помнит, ценит, не забыл, зажечь на окне вечером 9 мая памятную свечу.

Не оставили ветеранов и без традиционного парада Победы, который президентским указом был перенесён на более безопасное время, с 9 мая на 24 июня (день первого послевоенного парада в 1945 году). В шествии по Красной площади приняли участие более 13 тысяч военных и двухсот единиц военной техники.

Обязательства надо выполнять

Этого обязательства уже невозможно было не сдержать. Новую школу в микрорайоне Северный­-5 в Сергиевом Посаде ждали ещё в прошлом году, но по объективным причинам открыли только в этом.

1 сентября для сергиевопосадцев вообще выдался двойной праздник: к всеобщей радости, после нескольких месяцев дистанционного обучения дети вернулись в классы и открылась новая школа № 2 на 1100 мест. К новому учебному году здесь было сформировано 42 класса, из них шесть — для первоклассников, с нумерацией классов от А до Е.

Можно считать это знаковым событием, новых школ в Сергиевом Посаде не видели 30 лет. В этой части города, застроенной много­этажками, учебное заведение особенно было нужно. В школу № 2 переводились классами, а число желающих учиться здесь более чем на 10 % превысило первоначальные планы приёма.

Несмотря на скудный муниципальный бюджет, администрация сдержала и ещё обещание — была капитально отремонтирована школа № 22 на Кировке. Уложиться в срок помогла самоизоляция, на которую отправили детей и учительский коллектив. Начали ремонт в мае, успели к сентябрю.

Нельзя откладывать на потом

В адрес администрации Сергиево­-Посадского округа не раз прилетали обвинения, зачем вы вкладываете в благоустройство, мол, когда экономика, посаженная на самоизоляцию, трещит по швам. Но у главы округа Михаила Токарева логика другая: если есть областные ассигнования на определённые проекты, грех будет этим не воспользоваться. Тем более что муниципальный бюджет в 2020­-м сильно просел, казна недополучила 600 миллионов рублей.

Поэтому благоустройство на потом не отложили. Успели сделать в этом году и площадь Пухова в Пересвете (теперь это не серая прореха посреди города, а просто космос с локациями для отдыха, игр, ёлкой и территорий для массовых гуляний!) и начать реконструкцию бульвара Кузнецова в Сергиевом Посаде. Пандемия не может длиться вечно, а люди должны жить в комфортных условиях.

Не бросить людей в беде

Сейчас речь идёт не о малоимущих или пострадавших от стихийных бедствий, а о дольщиках недостроенных домов и жителях аварийного жилья. Остаться без крыши над головой или жить в осыпающихся стенах действительно страшно. Вот почему очень важно, что эти вопросы решались в этом году.

Из старых двухэтажек Рабочки, Клементьевки, Скобянки в благоустроенные новостройки переселили жителей 24 домов. В дом № 9 на улице Леонида Булавина ордера на въезд были выданы на 136 квартир, в высотку на улице Ярославская, 8­а — ещё 128 квартир. Счастье пожить с комфортом получили и жители Хотькова. Для переселенцев 25 полусгнивших бараков уже готовят 125 квартир в новостройке, куда переедут 387 хотьковчан. В Краснозаводске за эти годы также прошло переселение из 19 жилых помещений, в которых проживало 53 человека.

Постепенно решаются и вопросы с обманутыми дольщиками. Буквально 28 декабря министерство жилищной политики Московской области выдало разрешения на ввод в эксплуатацию корпусов №№ 2, 3, 4, 5 ЖК «Донской» в Сергиевом Посаде. Держим кулачки и за жителей ЖК «Благовест», застройщик которого был, наконец, признан банкротом. Теперь судьбой жилого комплекса занимается Фонд защиты участников долевого строительства при правительстве Российской Федерации «ДОМ.РФ».

В избе пора прибраться

Ещё один урок 2020 года — чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Настало время прибраться в нашей общей «избе» и сделать это экологично. В январе на мусороперерабатывающем комплексе в Сахарове заработали сортировочные конвейеры, положив начало новой эре утилизации отходов.

Также в конце этого года началась долгожданная рекультивация полигона в Парфёнове. На эти цели из федерального и регионального бюджетов запланировано выделить 2 млрд 400 млн рублей. Техника на полигон уже заехала, обещают всё сделать быстро, с самыми современными технологиями, так что после окончания там хоть курорт строй.

Колоть или не колоть?

Этот интерпретированный почти гамлетовский вопрос волнует сейчас многих россиян. Панацея от беды — вакцина «Спутник V», а будут и другие, — разработана и постепенно начинает внедряться. Как всё новое, она у многих вызывает здоровый скепсис и сопротивление: «А поможет ли? Не даст ли побочный эффект?» Роспотребнадзор уверяет, привьём всех и вздохнём с облегчением. Очень хочется в это верить, тем более что новые исследования подтвердили, что вакцина безопасна и для людей старше 60 лет.

«Спутник V» на себе уже опробовал глава округа Михаил Токарев. Первый компонент вакцины ему ввели 9 декабря. Через 21 день необходимо привиться повторно. Выглядит глава бодрым, чего желает и всем остальным.

Спасёт ли «Спутник V» планету, мы узнаем уже в будущем году. Как бы ни хотелось нам стереть из памяти 2020 год, но продолжение следует. Надеемся, что по всем законам жанра этот фэнтезийный триллер будет с хорошим концом.

В РОССИИ

Назначение года

Дмитрий Медведев покинул пост премьер-­министра. Главой кабмина стал Михаил Мишустин — дотошный налоговик, который при росте экономики на 3,2 % за пять лет умудрился собрать налогов на 40 % больше, чем его предшественник. Кадровое решение подобного толка напрашивалось: эпоха сверхдорогих углеводородов закончилась, западные санкции усиливаются, ждать очередей из зарубежных инвесторов, по меньшей мере, наивно. Кто как не главный налоговый инспектор умеет «скрести по сусекам» и считать деньги? А ещё ему в команду отрядили в качестве идеолога Андрея Белоусова — бывшего помощника президента, сторонника импортозамещения и государственного капитализма. Несмотря на кризис, правительству удалось добиться снижения ключевой ставки ЦБ (до 4,25 %), ставок по ипотеке и другим кредитам.

Выбор года

В 2020­-м году мы проголосовали за поправки в Конституцию. Основной закон страны, принятый в 1993 году впопыхах и под дулами танков, нуждался в доработке — такой была преамбула к июньскому референдуму.
78 % россиян поддержали пакет изменений в устав собственной жизни, а 22 % высказались против. Владимир Путин получил возможность баллотироваться на новый президентский срок, не нарушая формальных требований закона, он же получил пожизненную неприкосновенность и место в Сенате вместе с Дмитрием Медведевым. Российское право получило преимущество над международным. Премьер­министр стал не политической, а технической фигурой — наёмным менеджером.  Система власти стала более централизованной: появился Госсовет, в котором заседают и губернаторы, и лидеры парламентских фракций. Местное самоуправление встроили в вертикаль власти — оно перестало быть вещью в себе. Ещё много чего выбрали интересного. К примеру, градообразующий русский народ и единственно возможный брак между мужчиной и женщиной. «В граните» отлит термин «прожиточный минимум», который теперь надлежит платить своим сотрудникам каждому работодателю. Как­то так.

Полёт, заплыв и укол года

В 2020 году Россия доказала, что слова про импортозамещение в 2014­-м не были пустым звуком. Если завалить внутренний рынок картошкой и капустой можно без перенапряжения экономических сил, то довести до ума свои авиадвигатели, к примеру, было гораздо сложнее.

К концу 2020 года у нас появился свой среднемагистральный пассажирский самолёт МС­21 с собственным двигателем ПД­14, который начали производить серийно, — технологический прорыв, которым можно гордиться.

Второй прорыв — спуск на воду тяжёлого атомного ледокола «Арктика» водоизмещением 33 тысячи тонн. Это красивое судно поможет экономически освоить северные регионы России от Карелии до Чукотки.

Оба этих успеха греют душу патриота, но не принесут ему сиюминутного удовлетворения, чего не скажешь о собственных вакцинах от коронавируса: «Спутник V» и «ЭпиВакКорона» — это действительно то, что поможет всем и каждому.

В мире

КСВ от СНГ

В 2020 году Содружество независимых государств пережило классический кризис среднего возраста. Надвигающееся тридцатилетие было тяжёлым для постсоветского пространства.

В Белоруссии с конца лета гражданское общество и власть бодаются друг с другом, не сойдясь во взглядах на демократию и математику, — от имиджа Батьки, как отца белорусской нации, в глазах собственного народа не осталось и следа. От имиджа государства, которое выбрало альтернативный России путь и выиграло, — тоже.

Похожий кризис в Киргизии завершился в пользу оппозиции: президент и правительство подали в отставку, власть в очередной раз поменялась в считанные дни.

Была на постсоветском пространстве и полноценная война — Карабахская. Азербайджан с помощью Турции отыгрался за унижение 1990­-х.

Сможет ли СНГ в нынешнем формате пережить этот самый кризис и вступить в эпоху зрелости?

Утрата года

25 ноября в Буэнос­-Айросе умер Диего Армандо Марадона — гениальный Мальчиш­-Плохиш мирового футбола, который ни на секунду не прикидывался Кибальчишом, пил, курил, принимал наркотики, скандалил и замечательно играл в футбол. Какое он отношение имеет к газете «Вперёд» и городу Сергиев Посад? Спроси любого читателя, вне зависимости от пола, возраста и социального статуса — его знают все. Притом что Диего формально закончил играть 25 лет назад, а по сути — все 30. Его ровесники, недурно игравшие за сборную СССР в 1980­х, давно перестали быть узнаваемыми фигурами даже у себя в стране. А Марадону в России помнят…больше, чем Блохина, Заварова, Беланова, Родионова и Черенкова. Личность такого футбольного масштаба у нас вообще была только одна — Лев Яшин. Он был всемогущ на поле и беспомощен за его пределами. Покойся с миром, Диего.